НА ПРЕМЬЕРЕ О ВОЙНЕ 1812 ГОДА В РОСТОВЕ
БУДУТ ГРОХОТАТЬ ПУШКИ
Ростовский академический театр драмы имени М. Горького завершил 148-й сезон. Пока актеры в отпусках, сотрудники костюмерного и бутафорского цехов засели за работу: нужно готовить реквизит к следующим постановкам. Как рассказал директор театра, народный артист России Н.Е. Сорокин, для спектакля «Кутузов. 1812 год» готовятся декорации, шьются аутентичные костюмы, в которых каждая золотая нить эполетов соответствует оригиналу!
Постановка выбрана нами в первую очередь по просветительским мотивам. К сожалению, современная молодежь ничего не знает об Отечественной войне 1812 года (точно так же, как имеет смутное представление о Первой мировой), - говорит Николай Евгеньевич Сорокин. - Как-то я спросил у студентов: чем значим был для страны 1812 год? Повисла долгая пауза, потом один паренек неуверенно сказал: «Война была. Кажется, с немцами...» А ведь все окончили школу, получили аттестат с наверняка неплохими оценками по истории... Европа уже пережила эпоху Просвещения, когда людей учили смотреть на мир шире. Теперь пришла пора учить наших детей!
- Если использовать вашу же терминологию, то мы сейчас все глубже погружаемся в «темные века»...
За последние двадцать лет страна пришла к жуткому состоянию. Люди перестали думать, читать, интересоваться своей историей и культурой. В 90-е люди просто старались выжить, и сейчас в вузы учиться приходят рожденные в те годы. Я говорю студентам, что неплохо было бы знать Шекспира, с которым мы будем много работать. А по глазам вижу: им это имя ничего не говорит!
Такой же шок я когда-то испытал в США, когда общался с высокопоставленными чиновниками. В разговоре упомянул, что одна из ситуаций напоминает «Американскую трагедию» Теодора Драйзера. И вдруг понял, что мои собеседники никогда не слышали об этой книге! У нас сейчас то же самое. Великая культура, которой мы гордились, уходит...
Поэтому пусть хотя бы из наших постановок молодежь узнает о богатом прошлом страны. Мы попытаемся максимально широко воссоздать историческую картину, и в том числе показать конфликты того времени: Кутузова и российского императора, Наполеона и офицеров его штаба...
- «Кутузов. 1812 год» станет основной постановкой нового сезона?
- Это и так, и не так. Забегая вперед, скажу, что через год мы будем отмечать 150-й театральный сезон, к которому готовимся несколько лет. В честь юбилея пройдет декада спектаклей, которые ставились на нашей сцене в разное время. «Фельдмаршал Кутузов», например, шелс 1939 года по 1941-й...
Над «Ревизором» и «Вишневым садом» мы тоже работали в рамках юбилейной программы. В ближайших планах - спектакль «Ангел вышел из тумана» по пьесе Петра Гладилина, библейская история о двух братьях. Готовим кое-что и для малой сцены и молодежной аудитории.
Со студентами, также на малой сцене, собираемся поставить «Нежный возраст». Тоже актуальная история, о подростках, которые живут в плену своих фантазий. Они уставились в мониторы компьютеров, воткнули в уши наушники и не видят ничего вокруг себя...
Подумываю над «Маскарадом» Лермонтова - хочу ставить его сам. Поговорить о безнаказанности, которую чувствуют сейчас люди, облеченные властью и большими деньгами. Герой погубил свою жену, считая, что вправе это сделать. Просто потому чтоХОЧЕТСЯ! Это гордыня человека, поставившего себя над всеми остальными.
«Маскарад» тоже может стать одной из премьер к 150-летию театра...
Ну и с Богданом Петканиным из Плевена собираемся снова поработать. Я скоро поеду в Болгарию, буду обсуждать с ним «Гамлета». Возможно, получится спектакль о современном молодом человеке, который ничего не хочет видеть и ничего не хочет делать. На мой взгляд, довольно неожиданная трактовка. Все привыкли к мятущемуся герою, который переживает: «Быть или не быть?» Но мы с Богданом увидели и другую ипостась персонажа.
В общей сложности мы у себя в театре выпустим за сезон шесть-семь спектаклей. Чтобы зрители не скучали...
- Чем объясняется такая стойкая привязанность к Петканину? В последние годы вы ни с одним режиссером не работали так много...
- Ну, Михаил Чумаченко у нас тоже часто ставил. Но потом он возглавил театр в Прибалтике и туда переехал. Миша делал у нас «Братьев Карамазовых», «Ужин дураков», «Белую гвардию». А в Богдане меня привлекает то, что он умный, ищущий режиссер с горячим желанием работать. Не из тех, кто приезжает с целью заработать, не вкладывая душу в результат.
Петканин трудится до умопомрачения, увлекая своими идеями и энтузиазмом всю труппу. И второй момент: он слушает то, что ему говорят об особенностях менталитета ростовских зрителей. В Болгарии совершенно другая публика. И Богдан это понимает...
- И сколько всего премьер будет подготовлено к 150-летию?
- Не знаю, как получится. Не хочу зарекаться и обещать: каждый спектакль к юбилейной декаде должен получиться особенным. А это большие затраты. Новые спектакли обязаны быть настолько мощными, чтобы их не стыдно было показывать в такой знаменательный для театра год!
Естественно, будет и праздничный вечер, когда мы напомним городу о своей истории. Конечно же, приедут коллеги из столицы. Будем принимать поздравления.
- Нескромный вопрос: а денег хватит на такие грандиозные планы?
С «Кутузовым» нам очень помогла администрация Ростовской области. Наш новый губернатор Василий Юрьевич Голубев - человек не равнодушный к театру. Без его содействия мы бы эту постановку не потянули. Там огромные вложения в костюмы и специальные звуковые эффекты. На сцене даже выстрелит пушка, а за спинами зрителей прогрохочет взрыв!
Мы вынуждены учитывать современные реалии: публика жаждет не только хорошей игры актеров, но и шоу, к которому привыкла в кино. Приходится слегка заигрывать. К счастью, ростовские театралы, ценят усилия труппы: мы не обижены заполняемостью зала...
С. ПРОСТАКОВ.