по мотивам пьесы А. Афиногенова «Машенька»
Ростовский академический театр драмы им. М. Горького представляет премьеру спектакля «Второе дыхание» в постановке заслуженного артиста России Родиона Овчинникова (Москва). Спектакль станет бенефисом заслуженного артиста России Олега Ширшина.
В спектакле рассказывается история академика Петра Михайловича Окаёмова, давным-давно потерявшего сына, живущего одиноко в большой квартире с пожилой домработницей Мотей, погруженного в свою научную работу, в которой только и видит смысл своей жизни. До тех пор, пока в его доме не появляется его родная внучка Маша, приехавшая из Сибири к деду — жить. Удивление от неожиданной встречи сменяется радостью, радость — смятением, и с новыми обстоятельствами начинается непростой путь героев к сердечному взаимопониманию, принятию друг друга и настоящей родственной любви.
Главной темой спектакля становятся семейные отношения. Режиссер создает историю, суть которой — в ценности семьи, в ее безусловной необходимости — как воздух, как дыхание.
Пьеса, по которой поставлен спектакль «Второе дыхание» — «Окаемовы дни» — написана режиссером Родионом Овчинниковым по мотивам пьесы «Машенька» известного советского драматурга Александра Афиногенова (1904-1941). Афиногенов написал ее в 1940 году, по его выражению, желая «побыть среди хороших людей, сердечной теплоты и подлинной дружбы». Пьеса была признана самой задушевной среди афиногеновских и сразу нашла отклик в театральных и писательских кругах. Автор сумел очень тонко воспеть ценность человеческого общения, семьи, привязанности, дружбы, сердечности, и показал на примере своих героев развитие, воспитание этих чувств. Поднятые в пьесе вопросы были понятны и близки каждому человеку, а переживания героев были выражены очень верно, искренне. Пьесу высоко оценил Борис Пастернак. В марте 1941 года состоялась премьера спектакля «Машенька» в Театре Моссовета — в постановке Юрия Завадского. Академика Окаёмова сыграл Евсей Любимов-Ланской, Машеньку — Вера Марецкая. Спектакль невероятно полюбился зрителям, стал настоящим театральным событием и надолго вошел в репертуар советских и зарубежных театров. В Ростовской драме спектакль по этой пьесе был поставлен в 1945 году.
Режиссер Родион Овчинников в своем варианте пьесы убрал выраженные приметы времени и непременные для эпохи черты соцреализма, акцентировав внимание исключительно на семейной истории.