Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Купить билет

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Театр
27 октября

В РОСТОВЕ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ГРОХОТАЛИ ПУШКИ Эхо премьеры

В РОСТОВЕ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ГРОХОТАЛИ ПУШКИ

Эхо премьеры

Действие начинается с пла­нов Наполеона о вторжении в Россию и продолжается до его бегства и решения импера­тора Александра Первого пре­следовать врага за пределами страны.

На первом плане - противо­стояние двух великих стратегов, один из которых не сомневается в своих силах, другой отступает в ожидании роковой ошибки про­тивника. «Старая лиса из север­ных лесов», он заманил самоуве­ренных французов в ловушку, захлопнувшуюся в выгоревшей Москве.

В спектакле «1812. Фельдмар­шал Кутузов» хорошо показана роль англичан в нашей Отече­ственной войне. Учебники истории об этом умалчивают, а ведь ре­шение вторгнуться в Россию На­полеон предпринял в том числе и из-за того, что Александр Первый отказался закрыть порты для анг­лийских судов и сорвал планы блокады Англии, которые вынаши­вал французский император.

В постановке очень четко дано понять: не без помощи британ­цев Александр I занял трон и вы­нужден теперь помогать «благо­детелям»... В спектакле довольно много места уделено интригам англи­чан, которые настойчиво требо­вали от Кутузова дать решающее сражение и настояли на продол­жении войны после того, как французов изгнали из России. Четко проведены параллели с Великой Отечественной, когда союзники вновь хотели победить врага за счет нашего оружия и жизни миллионов русских солдат.

Постановка хорошо передает всю сложность взаимоотношений генералов в штабе Кутузова и в окружении Бонапарта. Но во вто­ром акте несколько сцен, при­званных развлечь зрителей, мне показались явно лишними. То гусар ловко пьет водку без по­мощи рук, зажав стопку зубами, то Денис Давыдов перед атакой на французский обоз мучает то­варища своими стихами. Хотя зал дружно смеялся...

В конце явно перегнули с зо­лотым двуглавым гербом на красном полотнище. Было ощу­щение, что! вот-вот зазвучит гимн Россия под который вы­тянется cam император Алек­сандр I. Или на худой конец,

«Боже, царя храни...».

Резанул ищенячий восторг французских генералов, который кажется неуместным. Согласен, что окружение Наполеона было самоуверенным и хвастливым после многочисленных побед в Европе. Но в уме ему не отка­жешь, а здесь они выглядят под­ростками с шапкозакидательскими настроениями.

Немного странно смотрелись и пляски девушек «из французской труппы» вокруг Наполеона, увен­чавшиеся водружением ему на голову лаврового венка. На фоне мужского разговора о войне это было как-то неожиданно. Хотя и ложилось в рамки представлений о самоуверенности французов.

Отдельно стоит отметить и похвалить визуальные решения спектакля. С одной стороны, пе­риодически сцена была пустова­та: то одна телега стоит в углу, то заснеженные поля без при­знаков жизни и, собственно, де­кораций. Но вдруг холм за счи­танные секунды трансформирует­ся в штаб Кутузова. Или «на пе­редовой» сцены открываются лю­ки, превращая ее в окопы рос­сийской армии.

Опять же, пушки выкатили, постреляли от души...

Я все ждал, как покажут горя­щую Москву. Это решили доста­точно элегантно: сначала продемонстрировали панораму Златоглавой в отдалении, потом зали­ли ее красным цветом. Выгляде­ло очень убедительно. Как и ме­тание Наполеона в Кремле, на фоне золотых куполов соборов. Видно, что спектакль - масш­табный и дорогой. Театр долго шел к величественной постановке с многочисленными шикарными мундирами. Его можно считать и успешным, и нужным. Вот только гримерам французского императо­ра стоило его чуть-чуть «соста­рить»: слишком молодо и подтя­нуто выглядит он в 1812 году...

С. ПРОСТАКОВ.