В РОСТОВЕ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ГРОХОТАЛИ ПУШКИ Эхо премьеры
В РОСТОВЕ НА СЦЕНЕ ТЕАТРА ГРОХОТАЛИ ПУШКИ
Эхо премьеры
Действие начинается с планов Наполеона о вторжении в Россию и продолжается до его бегства и решения императора Александра Первого преследовать врага за пределами страны.
На первом плане - противостояние двух великих стратегов, один из которых не сомневается в своих силах, другой отступает в ожидании роковой ошибки противника. «Старая лиса из северных лесов», он заманил самоуверенных французов в ловушку, захлопнувшуюся в выгоревшей Москве.
В спектакле «1812. Фельдмаршал Кутузов» хорошо показана роль англичан в нашей Отечественной войне. Учебники истории об этом умалчивают, а ведь решение вторгнуться в Россию Наполеон предпринял в том числе и из-за того, что Александр Первый отказался закрыть порты для английских судов и сорвал планы блокады Англии, которые вынашивал французский император.
В постановке очень четко дано понять: не без помощи британцев Александр I занял трон и вынужден теперь помогать «благодетелям»... В спектакле довольно много места уделено интригам англичан, которые настойчиво требовали от Кутузова дать решающее сражение и настояли на продолжении войны после того, как французов изгнали из России. Четко проведены параллели с Великой Отечественной, когда союзники вновь хотели победить врага за счет нашего оружия и жизни миллионов русских солдат.
Постановка хорошо передает всю сложность взаимоотношений генералов в штабе Кутузова и в окружении Бонапарта. Но во втором акте несколько сцен, призванных развлечь зрителей, мне показались явно лишними. То гусар ловко пьет водку без помощи рук, зажав стопку зубами, то Денис Давыдов перед атакой на французский обоз мучает товарища своими стихами. Хотя зал дружно смеялся...
В конце явно перегнули с золотым двуглавым гербом на красном полотнище. Было ощущение, что! вот-вот зазвучит гимн Россия под который вытянется cam император Александр I. Или на худой конец,
«Боже, царя храни...».
Резанул ищенячий восторг французских генералов, который кажется неуместным. Согласен, что окружение Наполеона было самоуверенным и хвастливым после многочисленных побед в Европе. Но в уме ему не откажешь, а здесь они выглядят подростками с шапкозакидательскими настроениями.
Немного странно смотрелись и пляски девушек «из французской труппы» вокруг Наполеона, увенчавшиеся водружением ему на голову лаврового венка. На фоне мужского разговора о войне это было как-то неожиданно. Хотя и ложилось в рамки представлений о самоуверенности французов.
Отдельно стоит отметить и похвалить визуальные решения спектакля. С одной стороны, периодически сцена была пустовата: то одна телега стоит в углу, то заснеженные поля без признаков жизни и, собственно, декораций. Но вдруг холм за считанные секунды трансформируется в штаб Кутузова. Или «на передовой» сцены открываются люки, превращая ее в окопы российской армии.
Опять же, пушки выкатили, постреляли от души...
Я все ждал, как покажут горящую Москву. Это решили достаточно элегантно: сначала продемонстрировали панораму Златоглавой в отдалении, потом залили ее красным цветом. Выглядело очень убедительно. Как и метание Наполеона в Кремле, на фоне золотых куполов соборов. Видно, что спектакль - масштабный и дорогой. Театр долго шел к величественной постановке с многочисленными шикарными мундирами. Его можно считать и успешным, и нужным. Вот только гримерам французского императора стоило его чуть-чуть «состарить»: слишком молодо и подтянуто выглядит он в 1812 году...
С. ПРОСТАКОВ.