Театр
21 мая
«Сталин. Часовщик» - взгляд зрителя и режиссёра на спектакль в рамках Рыбаковского фестиваля в Тамбове
Тамбовская публика приняла спектакль не просто восторженно – было ощущение, что какие-то глубинные философские и психологические пласты сдвинулись после этого спектакля и заставили на многое посмотреть другими глазами.
Александр Пудин, художественный руководитель, директор Ростовского академического театра драмы имени М.Горького, режиссёр-постановщик спектакля «Сталин. Часовщик»:
– В Тамбов мы привезли спектакль «Сталин. Часовщик» В. Малягина, а детям – детский спектакль «Принцесса на горошине». Для нас – честь, что «Сталин. Часовщик» вошёл в программу Рыбаковского театрального фестиваля, а актёр Вячеслав Огир номинирован на премию «Актёр России».
Этот спектакль рассказывает об истории крупного государственного деятеля, на глазах у зрителя разворачивается его судьба, история страны. Наши актёрские и режиссёрские задачи были схожи в одном – донести исповедь вождя с трибуны мавзолея. Это не оправдание, а объяснение. Вождь объясняет свою жизнь, поступки. Это реальные исторические события. В спектакле немало переломных моментов в судьбе вождя – война, его семейная жизнь. В процессе постановки мы работали над архивами, письмами, материалами.
Что касается молодого Сталина – эта роль сама выбрала актёра. Сначала предполагали, что в спектакле будет играть известный актёр и режиссёр Анатолий Дзиваев. Он дал согласие работать в этом образе. Но в ноябре его не стало. Однако мы не остановили проект. Сначала думали, что со старшим поколением будем работать, и, кстати, задачи у нас не было – найти портретное сходство. Когда начались читки, то мы поняли – надо давать дорогу молодым. Возвращаясь к выбранному возрасту Сталина, мы посчитали, когда душа уходит в мир иной – она может быть молодой.
Елена Луканкина, корреспондент газеты «Притамбовье», театрал:
«Сталин. Часовщик»... Пожалуй, ни разу за семь спектаклей, прошедших в рамках Рыбаковского фестиваля, зал не аплодировал так осторожно, как по завершению этой пьесы. Ещё бы: столь неоднозначная фигура «отца народов» держала зрителей первые секунды после финальной сцены в оцепенении. То ли от восторга, то ли от масштабности увиденного, то ли от глубины поднимаемых тем. Но восхищённый зал всё же встал… и не раз.
Когда на подмостках разворачиваются трагические события огромной страны, к залу обращаются известные исторические фигуры, зрителям ничего не остаётся, как сопоставлять историю на сцене и в действительности, забывая, что это художественное произведение, авторский взгляд. И в этом – большая ошибка.
Вячеслав Огир, исполнитель роли Иосифа Сталина (номинант на премию «Актёр России»), актёр Ростовского академического театра драмы имени М. Горького был очень гармоничен в этой роли, он в ней по-настоящему жил. В роли непростой – той, с которой самый высокий спрос зрителей и критиков. И, тем не менее, его игра завораживала, как и всё происходящее на сцене. Погружение в психологию очень сложной личности – состоялось.
Начинается спектакль 5-го марта 1953 года – со смерти вождя. Приближённые к лидеру Советского государства останавливают на часах время – 21 час 50 минут. В центре сцены лежит Сталин. После чего его дух начинает свой рассказ…
Обращение, с которым он выступит к зрителям, станет его знаменитое выступление по радио 3 июля 1941 года – первое обращение главы Правительства СССР к советскому народу после начала войны: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, – продолжается».
Маленький Сосо Джугашвили, Иосиф Виссарионович в годы Великой Отечественной войны – Сталин представал перед зрителями в разные годы своей жизни. Его монолог с Богом, точнее одержимое желание диалога – рефреном проходил через всё действо. Спор со Всевышним за право переделки мира на свой лад были, пожалуй, самыми сильными моментами пьесы.
Встречи с призраком матери, застрелившейся жены – Надежды Аллилуевой, его детьми – Василием и Светланой, откровение Сталина, что никогда он щадил ради страны ни себя, ни родных, ни дальних – повергали зал в смутные и полярные чувства. Это была исповедь железного человека и исповедь смертного. А над ним металлическим блеском переливалась удивительная многозначная декорация, которая казалась то небом, то зеркалом, то рекой времени. И всюду – часы. А главный герой спектакля, разумеется, – часовщик, следящий за работой этого слаженного механизма – страны, за которую он в ответе. Часовщик, чьи руки в крови и грязи…
«Великий» и «ужасный» – наверное, между этими двумя эпитетами метался персонаж на сцене, в головах и сердцах зрителей. Каким был Сталин? Это не верный вопрос, которым стоило задаваться вечером 17-го мая в зале драматического театра. А вот каким был Сталин в исполнении Вячеслава Огира – вопрос по существу. А был он ярким, цельным, пронзительным, харизматичным, противоречивым и не оставляющим равнодушным.
Задача актёром была выполнена блестяще. Тамбовская публика приняла спектакль не просто восторженно – было ощущение, что какие-то глубинные философские и психологические пласты сдвинулись после этого спектакля и заставили на многое посмотреть другими глазами.
Автор: Елена Луканкина
Фото Павла Васильева
Источник: Тамбовский областной портал
– В Тамбов мы привезли спектакль «Сталин. Часовщик» В. Малягина, а детям – детский спектакль «Принцесса на горошине». Для нас – честь, что «Сталин. Часовщик» вошёл в программу Рыбаковского театрального фестиваля, а актёр Вячеслав Огир номинирован на премию «Актёр России».
Этот спектакль рассказывает об истории крупного государственного деятеля, на глазах у зрителя разворачивается его судьба, история страны. Наши актёрские и режиссёрские задачи были схожи в одном – донести исповедь вождя с трибуны мавзолея. Это не оправдание, а объяснение. Вождь объясняет свою жизнь, поступки. Это реальные исторические события. В спектакле немало переломных моментов в судьбе вождя – война, его семейная жизнь. В процессе постановки мы работали над архивами, письмами, материалами.
Что касается молодого Сталина – эта роль сама выбрала актёра. Сначала предполагали, что в спектакле будет играть известный актёр и режиссёр Анатолий Дзиваев. Он дал согласие работать в этом образе. Но в ноябре его не стало. Однако мы не остановили проект. Сначала думали, что со старшим поколением будем работать, и, кстати, задачи у нас не было – найти портретное сходство. Когда начались читки, то мы поняли – надо давать дорогу молодым. Возвращаясь к выбранному возрасту Сталина, мы посчитали, когда душа уходит в мир иной – она может быть молодой.
Елена Луканкина, корреспондент газеты «Притамбовье», театрал:
«Сталин. Часовщик»... Пожалуй, ни разу за семь спектаклей, прошедших в рамках Рыбаковского фестиваля, зал не аплодировал так осторожно, как по завершению этой пьесы. Ещё бы: столь неоднозначная фигура «отца народов» держала зрителей первые секунды после финальной сцены в оцепенении. То ли от восторга, то ли от масштабности увиденного, то ли от глубины поднимаемых тем. Но восхищённый зал всё же встал… и не раз.
Когда на подмостках разворачиваются трагические события огромной страны, к залу обращаются известные исторические фигуры, зрителям ничего не остаётся, как сопоставлять историю на сцене и в действительности, забывая, что это художественное произведение, авторский взгляд. И в этом – большая ошибка.
Вячеслав Огир, исполнитель роли Иосифа Сталина (номинант на премию «Актёр России»), актёр Ростовского академического театра драмы имени М. Горького был очень гармоничен в этой роли, он в ней по-настоящему жил. В роли непростой – той, с которой самый высокий спрос зрителей и критиков. И, тем не менее, его игра завораживала, как и всё происходящее на сцене. Погружение в психологию очень сложной личности – состоялось.
Начинается спектакль 5-го марта 1953 года – со смерти вождя. Приближённые к лидеру Советского государства останавливают на часах время – 21 час 50 минут. В центре сцены лежит Сталин. После чего его дух начинает свой рассказ…
Обращение, с которым он выступит к зрителям, станет его знаменитое выступление по радио 3 июля 1941 года – первое обращение главы Правительства СССР к советскому народу после начала войны: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, – продолжается».
Маленький Сосо Джугашвили, Иосиф Виссарионович в годы Великой Отечественной войны – Сталин представал перед зрителями в разные годы своей жизни. Его монолог с Богом, точнее одержимое желание диалога – рефреном проходил через всё действо. Спор со Всевышним за право переделки мира на свой лад были, пожалуй, самыми сильными моментами пьесы.
Встречи с призраком матери, застрелившейся жены – Надежды Аллилуевой, его детьми – Василием и Светланой, откровение Сталина, что никогда он щадил ради страны ни себя, ни родных, ни дальних – повергали зал в смутные и полярные чувства. Это была исповедь железного человека и исповедь смертного. А над ним металлическим блеском переливалась удивительная многозначная декорация, которая казалась то небом, то зеркалом, то рекой времени. И всюду – часы. А главный герой спектакля, разумеется, – часовщик, следящий за работой этого слаженного механизма – страны, за которую он в ответе. Часовщик, чьи руки в крови и грязи…
«Великий» и «ужасный» – наверное, между этими двумя эпитетами метался персонаж на сцене, в головах и сердцах зрителей. Каким был Сталин? Это не верный вопрос, которым стоило задаваться вечером 17-го мая в зале драматического театра. А вот каким был Сталин в исполнении Вячеслава Огира – вопрос по существу. А был он ярким, цельным, пронзительным, харизматичным, противоречивым и не оставляющим равнодушным.
Задача актёром была выполнена блестяще. Тамбовская публика приняла спектакль не просто восторженно – было ощущение, что какие-то глубинные философские и психологические пласты сдвинулись после этого спектакля и заставили на многое посмотреть другими глазами.
Автор: Елена Луканкина
Фото Павла Васильева
Источник: Тамбовский областной портал
Подпишитесь на новости