Премьера спектакля «Тихий Дон» состоялась в Театре им. М. Горького
Постановка по роману Михаила Шолохова приурочена к юбилею писателя. Всякая попытка по-новому представить полюбившуюся зрителям историю на начальном этапе воспринимается чаще с некоторым недоверием. Получится ли передать характеры и образы, сохранить первоначальный колорит?.. В случае с «Тихим Доном» дело обстояло еще сложнее: уж слишком прочно в сознании аудитории отпечатались образы героев ставшего культовым фильма Сергея Герасимова. Амбициозную задачу – показать новый «Тихий Дон» – попытался решить на ростовской театральной сцене режиссер Геннадий Шапошников, художественный руководитель Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Великое произведение литературы обречено на постоянные интерпретации на сцене и в кино. Иногда они, действительно, слишком далеко отходят от оригинала, насыщая сюжет второстепенными подробностями и новыми смыслами. Геннадий Шапошников признался, что во время работы над спектаклем постановочная группа и актеры пытались «расшифровать те коды, которые оставил в романе Михаил Шолохов, по-новому взглянуть на известное произведение». Современный «Тихий Дон» – спектакль, удивляющий, в первую очередь, своим художественным масштабом. Основа декорации, сопровождающая героев на протяжении истории, предстает в виде поляны, усыпанной множеством подсолнухов; атмосферность и ощущение единения с природой создается с помощью видеоряда, который «транслирует» небесный пейзаж, чутко реагирующий переменой своего настроения на жизненные потрясения персонажей.
Главных героев романа Аксинью и Григория представили актеры Екатерина Березина и Роман Гайдамак. Для каждого из них эти роли наверняка станут знаковыми и показательными. Они сумели достойно передать эмоциональные грани характеров шолоховских героев – и каких! Григорий Мелехов в исполнении харизматичного Романа Гайдамака производит впечатление бескомпромиссного и волевого казака, для которого честь и долг перед Родиной оказываются значительнее личных и семейных перипетий. Екатерина Березина органично вошла в образ: бесстрашная, не жалеющая себя ради любви, эмоциональная и страстная – именно такой увидели зрители Аксинью. Настоящим украшением спектакля стала игра мэтров ростовского театра – народные артисты Игорь Богодух (вернувшийся в труппу в прошлом году), Наталья Гординская и Татьяна Шкрабак, несмотря на непродолжительное пребывание на сцене, смогли запомниться эмоциональными репликами и неповторимыми образами. И это, пожалуй, особенность всех спектаклей Театра Горького: здесь нет незначительных ролей, все актеры функциональны на сцене и отдаются своим героям в полной мере.
Несомненно, что, во-первых, «Тихий Дон» станет предметом споров и обсуждений среди зрителей, в разной степени подверженных привычке сравнивать увиденное с тем, что они видели по теме раньше, а во-вторых, что он будет одним из ключевых спектаклей в репертуаре театра и напишет важную страницу в его истории. Марина Гаричян |