ГАСТРОЛИ РОСТОВСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. МАКСИМА ГОРЬКОГО В МОСКВЕ
САЙТ: www.tribuna.ru
06.06.2012 г. КУЛЬТУРА
Николай Губенко пригласил к себе донских казаков
Ростов-папа славится не только разудалой вольницей, красивыми девушками, воровскими сюжетами, когда братва с севера зимой эмигрирует в теплые места, хотя вряд ли сейчас Ростов может переплюнуть две наших столицы по количеству преступлений. Но речь не о криминале, а об искусстве.
В этом удивительно статном городе с 1863-го года существует драматический театр, который теперь носит имя Максима Горького и располагается в огромном здании, с высоты птичьего полета, напоминающем трактор. В Ростове так и говорят: «Ты был в «Тракторе»? И все понимают: речь идет об одном из спектаклей драматического театра, коих в репертуаре, страшно сказать, 40, и они идут на трех площадках. Почти все актеры, приходящие сюда в молодости, остаются в «Тракторе» навсегда, а некоторые, как, к примеру, народный артист России Николай Сорокин становятся художественными руководителями, хорошо зная, что нужно местному зрителю и чем его взять. А взять его можно только отличной игрой, неподдельным мастерством и темпераментом без оскорбляющих глаз порно и секса.
Кроме того, донские казаки умеют дружить и подставлять плечо попавшему в беду другу, где бы он не находился. Когда Николай Губенко возглавлял комитет по культуре в Думе, его помощником был Николай Сорокин. Несмотря на политические разногласия, они хорошо понимали – театр тут не причем и его надо спасать в бушующем океане коммерческого рынка. Вот почему в период блокады губенковского «Содружества актеров Таганки» - ростовчане приглашали отвергнутых наследников Любимова к себе на гастроли, а на этот раз, без всяких проволочек с Министерством культуры, артисты «Трактора» оказались в гостях у Николая Губенко и привезли четыре спектакля, решив таким образом отпраздновать 75-летие Ростовской области. Чему, конечно, способствовала материальная помощь губернатора, уверенного, что коллектив ростовчан не подведет. И оказался прав.
Естественно, в первый вечер артисты сильно волновались, волновался и Николай Сорокин, ведь это он поставил «Ревизора», которым открывали московские гастроли. Избалованная столичная публика, испытывающая зоологический интерес к раскрученным звездам, могла не принять классического Гоголя без режиссерских наворотов и притянутой за уши эротики. Но, кто бы мог подумать: произошла удивительная вещь – спектакль, поставленный в жанре озорной комедии без сокращений и купюр, неожиданно обрел современное звучание. Казалось, все чиновники заштатного городишки, до которого «скачи – не доскачешь», как две капли воды похожи на нынешнюю «сборную команду крутых командиров», намертво связанных круговой порукой. И когда после удачной аудиенции у Хлестакова, принятого за ревизора, судья Ляпкин - Тяпкин (Сергей Галкин) мстительно поднимает кулак вверх и торжествующе шипит: «Город наш!», то тут не следует излишне обольщаться по поводу справедливой власти. Но Гоголь не был бы Гоголем, если бы изображал только карикатуры на власть предержащих, а Сорокин не был бы умным режиссером, отлично разбирающимся в психологии людей, если бы всех персонажей мазал одной краской и не рассматривал каждого под увеличительном стеклом. Ибо нельзя же сказать, что «заслуги перед отечеством» давались им малой кровью. Неслучайно Лука Лукич Хлопов ( Андрей Тихонов), смотритель училищ перенес инсульт, после чего правая рука постоянно дрожит и чуть что он падает в обморок. А попечитель богоугодных заведений Земляника ( Сергей Витченко), как ни старается произвести впечатление своими утонченными манерами, нет-нет да и покажет жало, «обложит сотоварища», потому что путь наверх забит другими. Даже ласковый почтмейстер Шпекин в ироничном исполнении Адрея Ребенкова способен показывать зубы, когда кресло под городничем зашаталось, хотя до этого он так и норовил его облобызать. Само собой ансамбль бы не сложился, если бы в нем не было стопроцентного хозяина Сквозник-Дмухановского и фата Хлестакова.
Повидав на своем веку немало городничих, интересных и так себе, могу сказать одно – Олег Ширшин тянет на себе спектакль, как ломовая лошадь, благо сложения богатырского и голосом Бог не обидел. Иногда спешит, особенно в первом акте, излишне кричит и «хлопочем лицом», но в целом это представитель той мафии, которую не сломать никакими законами, он обязательно победит, даже взойдя на позорный эшафот, потому что за его плечами сила. К сожалению, фитюлька Хлестаков (Александр Богданов) рядом с ним проигрывает, напоминая желторотого птенца, который только учится обманывать и хитрить. Не знаю, может быть, так было задумано режиссером, и все же в сценах соблазнения маменьки и ее пышнотелой дочери неплохо было бы показать, как он умеет срывать цветы удовольствия. К тому же в его распоряжении были две блистательных партнерши: опытная Марина Любимова и совсем молодая Ольга Васильева.
Наверное, в каждом спектакле можно найти какие-то огрехи, и доброжелательная критика здесь не помешает, потому что когда артисты играют «на разрыв аорты», «сжигая» себя на сцене, тут ничего кроме уважения к ним не возникает.
Автор: Любовь Лебедина