В ДРАМТЕАТР ПРИШЕЛ ХУДРУК «СО СВЯЗЯМИ»
СЕГОДНЯ, ОДНАКО, НОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ПОНИМАЕТ: ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ХОРОШИХ СПЕКТАКЛЕЙ, ТО И СТОЛИЧНЫЕ ЗНАКОМСТВА НЕ ПОМОГУТ!
Как уже сообщала наша газета, директором и художественным руководителем Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького назначен заслуженный деятель искусств России А.И. Пудин. С ним подписан двухлетний контракт. Корреспондент «Вечернего Ростова» Сергей Простаков встретился с Александром Ивановичем, чтобы узнать о планах нового директора и худрука, да и о нем самом.
Известно, что когда-то вы руководили театром в Мордовии, написали много пьес... И это, пожалуй, все! Хочется каких-то подробностей...
- С 1989 по 1995 год я действительно являлся художественным руководителем и директором Мордовского национального театра. Это были годы, когда приходилось постоянно ходить по инстанциям и «выбивать» все, вплоть до тканей на костюмы героев постановок. Сложные времена, но отличная возможность для того, чтобы набираться опыта. Наш театр быстро стал популярен у зрителей.
- А потом началось «свободное плавание»?
- У меня всегда так происходило. Какое-то время я работал на одном месте, а потом - «на вольные хлеба». Кстати, в министерстве культуры Ростовской области, когда знакомились с моей биографией, тоже интересовались: с чем связаны такие перерывы между местами работы? Пришлось объяснять: я творческий человек. И когда увольняюсь с какой-то должности, то не просто сижу дома. Беру паузы для того, чтобы писать пьесы и книги. Тружусь на одном месте лет пять, а потом необходим перерыв.
- К нам в Ростов тоже планируете лет на пять?
- Нет, в Ростове все иначе.
На ближайшие два года со мной заключен контракт, но для себя я определил: идеальным сроком будет лет восемь-десять. Если, конечно, я устрою ваш город...
- Почему вы вдруг решили вернуться в театр? Ведь в последний раз должность худрука вы занимали почти двадцать лет назад...
- В 1995-м я и сам думал, что вряд ли снова возглавлю театр. Это организм тонкий, неровный, нервный... Но сейчас, оглядываясь назад и размышляя о том, что из сделанного имеет для меня ценность, прихожу к выводу: именно те годы. Не то время, что я работал редактором республиканской газеты «Известия Мордовии». И тем более не мой опыт государственной службы.
- Вы были еще и чиновником?
- Я работал пресс-секретарем главы Республики Мордовия. Потом стал советником заместителя председателя Государственной Думы. Моя «крайняя» должность - советник вице-спикера Государственной Думы.
- А почему ушли? В Госдуме плохо кормят?
- Нет, кормят там хорошо. Просто приходит время оглянуться назад и решить, что для тебя ценно, а что - нет. И, повторюсь, именно театр оказался самым главным и значимым. Я ведь от него никогда далеко не отходил. Писал пьесы, которые ставились, сам участвовал в спектаклях, бывал на многих столичных премьерах. Полтора года назад поставил сказку на мордовской сцене.
- В Ростов вы приехали как «крепкий хозяйственник» или все-таки как творческий руководитель?
- В первую очередь я - художественный руководитель. Понятно, что хозяйственные вопросы придется решать ежедневно, но мне нравится работать с труппой, приглашать режиссеров, организовывать поездки на фестивали. И при этом я спокойно могу обсуждать наличие лампочек, гвоздей или туалетной бумаги.
- Обычно руководители театров делятся на две группы: демократы, старающиеся «дружить» с актерами, и «деспоты», которые руководят жестко. Вы кем планируете стать?
- Я слышал, что ушедшего из жизни весной прошлого года Николая Евгеньевича Сорокина туг все звали «папой», хотя и немного побаивались. Не знаю, стану ли я вторым «папой», да и нужно ли это... Я всегда старался находить с людьми общий язык, насколько это возможно. Скандалы - не мое. Накричать я вряд ли сумею. Но требовать и тыкать носом в недоделки - могу. И в театре это уже поняли.
- Сложился определенный круг режиссеров, которые ставили спектакли на сцене драмтеатра. Вы продолжите с ними сотрудничать? Или будете приглашать тех, кто вам ближе?
- Если идти по пути приглашения знакомых, то два года жизни на это тратить не имеет смысла. Хочу приглашать тех, чьи идеи будут оригинальными и новыми для города, а их постановки - достойными того, чтобы везти их на гастроли в Москву или Питер, а возможно, и за рубеж. Да, сейчас в Ростове ставит спектакль Сергей Арцыбашев, постановщик моей первой пьесы, человек, с которым дружу много лет. Я учился на втором курсе Московского литературного института, он - на втором курсе ГИТИСа. С тех пор мы общаемся. Но сейчас он еще и народный артист России, и обладатель Государственной премии. один из лучших российских режиссеров. У меня много друзей-режиссеров, которые мне и на кусок хлеба помогали заработать, когда был голодным драматургом. Но я не сторонник отдариваться: мол, ты мне помогал, теперь приезжай у меня подкормись! Для меня это неприемлемо. Поэтому хочу приглашать серьезных постановщиков, которые известны в масштабах страны. Постараюсь выйти и на молодых, дерзких. С современным язьком, свежими взглядами на жизнь...
- А старыми связями планируете пользоваться для того, чтобы укрепить положение театра?
- Думаю, что когда меня отсматривали на эту должность, связи тоже имелись в виду. Они не отомрут на новой должности. И грех не пользоваться возможностями, если можно и труппу в Москву свозить, и какой-то грант получить. Но нужно предлагать хороший продукт. Иначе никакие знакомства не помогут.
- А сами планируете что-то поставить на ростовской сцене?
- Пока нет. Если со мной продлят через два года контракт, то, может быть, и задумаюсь - желание ставить у меня есть. Но я, честно говоря, боюсь: если мой спектакль понравится и будет принят, то могут начаться разговоры типа «а зачем нам кто-то еще»... В труппе всегда найдутся два-три человека, которые могут подбросить такую мысль первому лицу. На подобные разговоры можно повестись. Тогда и приглашенных режиссеров больше не будет...
- Боитесь оказаться падким на лесть?
- Надеюсь, что буду оставаться благоразумным. Но поймать кайф от процесса очень легко. Управлять большим, серьезным делом - чрезвычайно увлекательно. Подобная работа вдохновляет, и я могу отказаться от такой возможности.
- Вмешиваться в работу приглашенных режиссеров планируете?
- Безусловно! Я готов обсуждать, спорить, доказывать. Приглашая режиссера, в первую очередь буду оговаривать, что ставить следует те спектакли, которые нужны Ростову-на-Дону. Сейчас у театра неплохой репертуар. На нем, наверное, даже можно деньги зарабатывать. Но если говорить о гастролях в Москве, то начинаешь думать: а что именно мы можем показать? Вроде все есть, а ничего оригинального. С учетом этого и нужно строить репертуарную политику.
- Вас устраивает труппа? Планируете какие-то изменения? Может быть, с кем-то попрощаться, кого-то нового пригласить?
- Труппа не очень большая для академического театра: с кем здесь прощаться? Наоборот, возвращается народный артист РСФСР Игорь Александрович Богодух. Позвонил ему на второй день работы. Мы встретились, и я попросил его вернуться в театр. Он лишь спросил: речь идет о разовой постановке или на постоянной основе? Я ответил, что хотел бы видеть его в труппе. И сейчас он уже репетирует в новом спектакле.
- Вы уже понимаете, какие перемены необходимы театру?
- Если средства будут позволять, то постараемся пригласить новых героев и героинь. Буду думать и об околотеатральном пространстве. Одной из задач станет заработок денег для труппы. После моего назначения мы обсуждали с актерами наши планы. Очень много было вопросов о сохранении определенных льгот, о росте зарплат. Я честно сказал: сокращать ничего не будем, не для этого я сюда пришел. А вот рост зарплат - только после анализа итогов года. Если сможем заработать, то постараюсь, конечно, увеличить доходы артистов. Так что «птичка вылетела»: теперь надо думать, как выполнить обещание...