РОСТОВ-НА-ДОНУ. Абонент доступен не будет
РОСТОВ-НА-ДОНУ. Абонентдоступеннебудет
Болгарский режиссер Богдан Петканин ставит на сцене Ростовского академического театра драмы им. М. Горького четвертый спектакль и про российскую жизнь явно многое понял. Иначе не брал бы к постановке два киносценария Георгия Николаева «Облако-рай»и «Коля - Перекатиполе», по которым 20 лет назад режиссером Н. Досталем был снят фильм, ставший знаменитым. Хочется, рассмеявшись сквозь слезы, сказать: «Так будет всегда. Скорее всего». |
Действие спектакля, названного «Абонент временно не доступен», происходит в некоем населенном пункте: и на деревню похоже, и на рабочий поселок. Короче, в глубинке. На сцене - не-
большой помост, несколько ступенек, наверху старый фонарь, почтовые ящики, мусорный бак. Знаки человеческого присутствия. Ниже - жилище: стол, холодильник, дверь (в кухню, наверное, или в коридор). Все предметы остаются на месте в левом углу сцены: это мебель и в квартире Федора с Валентиной, и в квартире Татьяны Ивановны. В правом углу в Колину комнату добавлена кровать. Обстановка аскетичная, не носящая печати хозяйских вкусов и привычек. Просто глазу не за что зацепиться. Некое условное жилище, как в общежитии, куда вселяются на время (оформление тоже принадлежит БогдануПетканину). Однако в этом напрочь лишенном уюта пространстве люди обретаются всю жизнь. Не больно им тут и нравится, а кое-кто из рядом
живущих граждан сильно не нравится, отсюда раздраженность и крикливость. Но привычка-то, как известно, свыше нам дана, и вообще «это наша родина, сынок». Поэтому охота к перемене мест не возникает ни у кого и никогда. А люди обычные, не зловредные, ведут себя естественно, без задней мысли в натруженной жизненными проблемами голове. Вот, кпримеру, если человек собрался уезжать, кровать же ему ни к чему? Сейчас же ее и уносят. И, надрываясь, тяжелый холодильник утаскивают. Хозяин, конечно, еще тут, но, считайте, уже и нет. В общем, все по-простому, никакого жлобства. Да и не только ж берут, но и дают. Чемодан -пожалуйста, от чистого сердца. В эту черно-белую (точнее, серую) обстановку помещены красочные персонажи: темпераментные мужики Филипп Макарович (Сергей Власов) и Василий (Олег Ширшин), злыдня Татьяна Ивановна (Марина Любимова), люмпенского вида Феломей с хулиганскими ухватками (Сергей Витченко). И эпизодические персонажи - точно мгновенные портреты деревенских типов: провинциальная кокетка в итальянском шарфе, некоем подобии боа; девчонка с аккордеоном; невзрачная, точно мимикрирующая под среду, сливающаяся с ней одеждой подружка - непременная спутница местной красотки (художник по костюмам Наталья Пальшкова).
В деревне-поселке, между прочим, полный матриархат. Одна тетка - с интонациями базарных склочниц (несостоявшаяся теща главного героя), другая, Валентина, - еще та командирша (Кристина Гаврюкова) Они помыкают мужиками, и даже юная Наташа (Елена Золотавина) успела усвоить эту науку. Все как везде. Все на своих местах. Кроме Коли. Он хоть и тутошний, поселково-деревенский, и должен жить без претензий, подобно остальному населению, но он почему-то мается, а чего ему надо, и сам, наверное, не знает. Одно понятно: пытается парень притулиться хоть к кому-нибудь, поговорить, почувствовать ответное тепло. И вот этот неприкаянный Коля (Алексей Тимченко) с открытой душой подступает к ленивому соседу (Валерий Райхман), сидящему просто так. Ну, отдых у него на свежем воздухе. А Коля не может просто так. Ему в одиночестве и молча не в кайф совсем, и подступает он к соседу и с одного боку, и с другого. «Эх, хорошаясегодняпогода, - душевно обращается он к довольно мрачному типу. - Апо радиодождьобещали. Дане-е-е-е... Ошиблись, наверно. Хотярассуждатьдоконцаобъективноимтамвиднее. Авообще интересно, будетилинебудет. Еслибудет, токогда, анебудет, тосколько? Подумайте, область-тобольшая. Пойдиугадай, где пойдет, атемболеекогда. Ну, и тепланеменьше. Значит, везде пойдетинадолго». Коля произносит эту содержательную речь с длинными паузами, давая деду возможность стать, наконец, собеседником выказывает исключительную приязнь и благорасположение, заходит на второй круг... Но тот на Колин метеорологический лепет никак не реагирует. Между тем, Коля не дурак; он понимает, что пренебрежение соседа заслужил, и от неловкости все время хихикает, чем усугубляет свое глупейшее положение. От него отмахиваются, потому что он, что называется, никакой. Вроде бы поначалу Наташа его, влюбленного, не отвергла, но ее мамаша быстро оттащила дочку от местного чудика. А паренек, между прочим, вполне интеллигентного вида (это я уже об артисте), то есть несколько иной типаж, чем поселковые обитатели и чем главный герой уже упомянутого фильма. Как говаривал один экранный персонаж в сходном случае, среднее образование у него на лбу написано. Мы чувствуем, что он другой, сразу же, даже несмотря на мякину про погоду, которую он жует, наверное, минут 15. Коля - А.Тимченко изо всех сил старается быть как все, и он не виноват, что у него не получается. Вот его преемник - и по коммунальной части, и по сердечной - Саратов, получивший в спектакле имя Славик (Александр Богданов), быстро акклиматизировался. Семьей обзавелся, традиции местные усвоил, попивает. Короче, все как у людей. Скучно, но привычно. Особых эмоций - ни по какому поводу.
До тех пор, пока не появляется угроза потерять маленького Колю, которого Саратов любит, как родного. Уязвленный, он является к визиту нежеланного гостя в той же полосатой жилетке, что и на сыне, обнимает его за плечи, подчеркивая свои права на него. И опять Колю оттерли на задний план. И так же, как выдумка про отъезд, рожденная на наших глазах явной импровизацией, судорожно сочиняется новая байка про неизлечимую болезнь. И опять все меняются: разглаживается лицо непримиримой Татьяны Ивановны, успокаивается Филипп Макарович, скорбят Валентина и главный кореш Федя (Анатолий Фалынский), настоящий работяга с фабричной окраины, славный, простодушный парень, способный на деятельное сочувствие. В этой сцене так очевидна покоряющая деликатность Коли, но была бы ей (сцене) иная цена, если бы исполнитель главной роли - артист, несомненно, одаренный - принес бы с собой опыт прожитой в других краях жизни, если бы не ограничился единственной, явленной еще в первой сцене манерой поведения.
Зачем режиссер снабдил этих людей мобильниками, сказать трудно. В заштатном месте, куда помещены персонажи грустной комедии, с появлением техники по существу ничего не изменилось. Напротив, есть ощущение остановившейся жизни. Мобильники здесь вовсе не намекают на сегодняшний день. И 20 лет назад все было так же, таким же и осталось. То есть время действия - наша эпоха. А вот когда вся ситуация с обновленным Колей дробится щелканьем фотоаппарата и останавливается в стоп-кадрах, этот прием можно прочесть как призыв к людям, которые внешней заполошностью компенсируют вялотекущую, предсказуемую жизнь: «Не спешите! Приглядитесь! Может, заметите то, что кажется несомненным лишь на летучий взгляд?»
Приятелям и соседям, конечно, жаль Колю с его загадочной болезнью, но едва он успевает отбыть, как они тут же забывают о нем, с любопытством склоняясь к тюкам с подарками. А его маленький сын подсаживается на ступеньки к тому же старику, который в первой сцене с трудом терпел Колину мочалу про возможность дождя, и первые же слова ребенка: «Эх, хорошаясегодняпогода...»- перекрываются смехом и аплодисментами зала. Ну, да, все тот же метеосюжет. Гены сработали стопроцентно. Видимо, и Коле маленькому нелегко будет искать пути к родственным душам.
ЛюдмилаФРЕЙДЛИН
Ростов-на-Дону
ФотоВерыВолошиновой