Батайчане могут увидеть монументальный спектакль «Тихий Дон»
24 апреля и 25 апреля 2015 года в Ростовском театре драмы им. М. Горького состоится спектакль «Тихий Дон», приуроченная к 110-летию со дня рождения лауреата Нобелевской премии по литературе, нашего великого земляка писателя Михаила Шолохова.
В тему:Режиссер-постановщик спектакля – лауреат Национальной премии «Золотая маска», художественный руководитель Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова Геннадий Шапошников, известный своими масштабными постановками: «Колчак» С. Остроумова, «Последний срок» В. Распутина, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Автор инсценировки – известный драматург Владимир Малягин, который не в первый раз работает с адаптацией крупных форм под сценическое действие: в Московском академическом театре им. Маяковского идут спектакли по его инсценировкам «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, «Мертвые души» Н. Гоголя.
В постановочной группе «Тихого Дона» также участвует главный художник Московского театра «Новая опера», заслуженный художник России Виктор Герасименко.
Музыку для спектакля сочинил известный российский композитор, обладатель четырех премий «ТЭФИ» и «НИКА», автор музыки к таким популярным российским фильмам, как «Бригада», «Глухарь», «Офицеры», а теперь и сериала «Однажды в Ростове» Алексей Шелыгин.
Костюмы создала художник-модельер Ростовского академического театра драмы им. М. Горького Наталья Пальшкова.
Художник по свету – лауреат национальной премии «Золотая маска» Сергей Скорнецкий.
Постановочную группу консультировал директор Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова, член общественной палаты России, член Президиума Совета по культуре при Президенте РФ, внук писателя Александр Шолохов.
Художественный руководитель постановки – заслуженный деятель искусств России, лауреат премии города Москвы Александр Пудин, который с момента своего прихода в театр в качестве художественного руководителя ориентировал труппу и весь коллектив на работу с отечественной литературой, а также на то, «чтобы сам театр больше ассоциировался с именем великого земляка М.А. Шолохова, с историей и культурой Донского края».
По признанию Александра Пудина, «роман «Тихий Дон» – якорное для отечественной литературы и культуры произведение. Это тот драгоценный духовный груз и человеческий опыт, который не даст любому, самому утлому суденышку умчаться вслед за волной в открытое и штормящее море человеческой жизни. Это любовь, боль и предостережение от ошибок».Приступая к работе над постановкой, режиссер Геннадий Шапошников признавался, что перед постановочной группой и артистами стоит задача «расшифровать те коды, которые оставил в романе Михаил Шолохов, по-новому взглянуть на известное произведение». За месяцы репетиций труппа сжилась с текстом Шолохова, прожила и выстрадала его. В спектакле действуют более 30 героев, не считая массовки, и каждый воплотит яркий шолоховский характер.Говоря о казачьем характере, Александр Пудин отмечает: «Писатель Фазиль Искандер среди прочих условий, необходимых человеку для счастья, называет условие его угнезденности. На Дону человек, по-моему, чрезвычайно угнезден, он корнями и кровью врос в свою родную землю, - может, поэтому и так трагичен гениальный роман «Тихий Дон»? Мне кажется, во многом поэтому, а не из-за вывертов вольного казачьего характера или капризов судьбы».Для дончан обращение к «Тихому Дону» – это еще и возможность увидеть, как жили наши предки, понять, какая трагедия пронизала их судьбы, и что дало им силы жить дальше. Такое всеобъемлющее полотно, бесспорно, может стать новой визитной карточкой театра.
«Это было похоже на народную стройку – так можно охарактеризовать создание спектакля,– говорит художественный руководитель театра А. Пудин. – Конечно, я очень доволен работами драматурга Владимира Малягина и художника-постановщика Виктора Герасименко, нашего, своего, театрального художника по костюмам Натальи Пальшковой. Уверен, что никто не останется равнодушным к невероятно трагичной и трогательной музыке Алексея Шелыгина.У нас уникальный свет, который сделал новоиспеченный лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Сергей Скорнецкий. И мне сложно представить, что какой-то другой режиссер, а не Геннадий Шапошников, мог бы столь полифонично, точно верный ученик Михаила Бахтина (хотя неизвестно, «бахтинец» ли он) создать по-настоящему синтетичный, многослойный и очень живой спектакль. И, конечно, я воздаю хвалу всему коллективу театра, потому что «Тихий Дон» заполонил и заполнил сердце каждого из нас.
Автор: Наталия Клейнос