Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Купить билет

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Театр
12 апреля

А.Н. Островский в Ростовской драме: к 200-летию драматурга

12 апреля, в день рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского, мы вспомнили спектакли по пьесам корифея русской драмы, поставленные за 160-летнюю историю нашего театра. Из 47 пьес, написанных А.Н. Островским, на Ростовской драматической сцене были поставлены 18 (об одной из постановок нет точных данных). Всего же нам известно о 31 спектакле по произведениям Островского, созданных с 1876 по 2022 г., о которых мы рассказываем в статье.

Первое упоминание Ростовского драматического театра в связи с Александром Николаевичем Островским мы находим в собрании писем самого автора: 

2 ноября 1869 г. А.Н. Островский пишет директору Ростовского театра (имя его не указано в письме, но нам известно, что в этот период времени театром управлял знаменитый антрепренер Григорий Вальяно): «На представление пьесы «Василиса Мелентьева» на театре в Ростове-на-Дону я, с своей стороны, изъявляю согласие». К сожалению, мы не нашли сведений о том, что постановка в конечном итоге была представлена зрителю. Указанная пьеса — из периода увлечения автором периодом Смутного времени: в конце 1860-х годов Островский написал несколько исторических драм — «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева», которые шли в театрах по всей России. 

Ростовский театр располагался в то время на месте нынешнего здания городской администрации и назывался Гайрабетовским (по имени построившего его купца). В том же Гайрабетовском театре в 1876 г. шел спектакль «Доходное место». 


Гайрабетовский театр, 60-е гг. XIX в. 

В 1883 г. в Ростове-на-Дону появляется великолепное каменное здание Асмоловского театра, на сцене которого на рубеже XIX-XX вв., по имеющимся сведениям, шли пьесы Островского «Без вины виноватые», «Горячее сердце» (в постановке Николая Собольщикова-Самарина). Сохранилась афиша, сообщающая, что в 1900 г. в Ростове-на-Дону гастролировал Императорский Малый театр, и на сцене Асмоловского был представлен спектакль «Волки и овцы», в котором играли легенды русской драматической сцены: Яблочкина, Южин, Рыбаков. 

В 1908 году художественное руководство Ростовской драмой принял Николай Иванович Собольщиков-Самарин. Собранную им труппу он назвал драматическим ансамблем, и ориентировался в работе на Московский Художественный театр. Его целью было создавать цельные, хорошо отрепетированные спектакли. В те годы на ростовской сцене работали: Павла Вульф, И. Славатинская, М. Юрьева, Н. Васильев, Г. Демюр, П. Муромцев. Н.И. Собольщиков-Самарин ставил спектакли, и сам играл в них. Его режиссерским дебютом в Ростове (как отмечают исследователи, весьма успешным) была историческая драма А. Н. Островского «Воевода» («Сон на Волге»). «Режиссер играл беглого посадского Романа Дубровина, отважно вступившего в борьбу с вельможей, похитившим его жену Олену. Действие спектакля было стилизовано под народную былину, участники его «выплывали» на сцену на струге времен Стеньки Разина...», — писал ростовский журналист, краевед Юрий Александрович Немиров. 

В 1920 г. на сцене Асмоловского театра, после Октябрьской Революции получившего имя А.В. Луначарского, был представлен спектакль по пьесе А. Островского и Н. Соловьева «Женитьба Белугина». В том же 1920 г. в театре случился пожар, здание полностью сгорело, и ростовские артисты перебрались в здание бывшего Клуба приказчиков, на крохотной сцене которого в сезоне 1926-27 гг. были поставлены три пьесы А. Островского — «Последняя жертва», «Бешеные деньги» и «Бесприданница». Один спектакль по Островскому прошел и на сцене Машонкинского театра, куда театр переехал в 1931 г., получив название Большого и в ожидании соответствующего, уже начавшегося строиться, нового здания на будущей площади Театральной. Спектакль «Бешеные деньги» поставил театральный режиссер, педагог Андрей Петровский, до революции работавший в Александринском театре в Петербурге и Театре Корша в Москве. 

Одной из первых постановок на большой сцене нового театра в 1935 г. стал спектакль «Последняя жертва». В архиве театра есть программка, которая сообщает нам, что спектакль был поставлен Зинаидой Зорич. Она же исполнила роль Юлии Павловны Тугиной. Зинаида Зорич приехала в Ростов-на-Дону в 1930 г., с конца 1932 г. начала работать как режиссер, и оставалась здесь до середины 1941 г.



Юрий Завадский, начавший работать в Ростове в 1936 г., поставил здесь комедию «Волки и овцы», в которой Мурзавецкого играл Николай Мордвинов, а Лыняева — знаменитый советский актер театра и кино Осип Абдулов. 



Николай Мордвинов в роли Мурзавецкого в спектакле «Волки и овцы», режиссер - Юрий Завадский

В период 1939-1941 гг. был поставлен спектакль «Бешеные деньги», после войны, в 1945-1948 гг., под художественным руководством Григория Леондора состоялись премьеры спектаклей «Последняя жертва» и «Таланты и поклонники». В 1948-1953 гг., когда Театром Горького руководил режиссер Лев Рудник, были поставлены пьесы «Не все коту масленица» и «Бесприданница». Из публикации газеты «Молот» 1953 г. мы узнаем о блистательном актерском составе той «Бесприданницы»: Паратов — заслуженный артист РСФСР Александр Никитин, Карандышев — легендарный мхатовец Юрий Кольцов, Лариса — Нина Подовалова. 



Публикация в газете «Молот», 1953 г. Из архивов театра


В 50-е гг. в репертуаре театра появляется спектакль «Без вины виноватые», в котором Незнамова играет Александр Никитин, и «Невольницы» в постановке Григория Леондора. Энвер Бейбутов, руководивший Ростовской драмой в 1959-1965 гг., ставит «Волки и овцы» и «Женитьбу Белугина». 

В 1966 г. заслуженный артист РСФСР Николай Провоторов ставит «Пучину», как отзываются в прессе — «бережно, но не шаблонно». Он же играет в спектакле Кисельникова, и эта актерская работа получает самые высокие оценки: «Актер пользуется малейшей возможностью, чтобы детализировать характер, выявить «подтектовые» стороны роли. Поэтому так ощутимо убедителен Кисельников на всех этапах его незадачливой жизни». Одну из первых своих ролей в «Пучине» сыграл молодой артист Игорь Богодух — воплотив Погуляева, один из сложнейших образов в пьесе. 


«Пучина», 1966 г. Кисельников - заслуженный артист РСФСР Николай Провоторов, Анна Устиновна - заслуженная артистка ТАССР Лидия Тюрина

В 1973 г. Ян Цициновский (постановщик первого «Тихого Дона» в Ростовской драме) ставит «Трудовой хлеб», по мнению биографов А. Островского, одну из любимейших пьес драматурга. Заветную роль Корпелова играет в спектакле Михаил Бушнов: «Чудаковатый, в обыденных житейских ситуациях беспомощный, душевно тонкий, смешной и романтичный <...> оказывается в критические минуты смелым бунтарем. С каким сознанием собственногодостоинства отчитывает он богатого хама Потрохова, осмелившегося подать ему, честному труженику, милостыню!». Летом 1973 г. Театр Горького показал «Трудовой хлеб» на гастролях в Львове, и в газете «Львовская правда» можно прочитать: «Работу режиссера отличают хороший профессионализм, такт, вкус. И уважительное отношение к автору. <...> Отрадно видеть, сколь скрупулезно и бережно воспроизводят ростовчане пьесу Островского, стараясь прочитать ее как можно глубже и полнее». 


Публикация в газете «Львовская правда», 1973 г.

В следующий раз Ростовская драма обращается к А.Н. Островскому только спустя 10 лет, в очередной юбилейный год драматурга. В 1983 г. режиссер Алексей Малышев ставит «Горячее сердце», с народной артисткой РСФСР Кларой Абашиной в роли Матрены Харитоновны, Михаилом Бушновым в роли Градобоева и Николаем Сорокиным в роли купца Хлынова. 


Николай Сорокин в роли Хлынова, 1983 г.


В 1992 г. Александр Славутский ставит на сцене Ростовской драмы комедию «Банкрот» (по пьесе «Свои люди — сочтемся»). В спектакле блистают Игорь Богодух (Большов) и Татьяна Шкрабак (Аграфена Кондратьевна), Сергей Власов (Подхалюзин), Николай Сорокин и Иван Тельнов (оба — на роли Рисположенского), Тамара Яблокова в роли свахи Устиньи. 


«Банкрот», 1992 г. Большов - народный артист РСФСР Игорь Богодух, Аграфена - народная артистка РФ Татьяна Шкрабак

Еще одна яркая постановка по А. Островскому появляется в Театре Горького в конце 90-х гг. В 1999 г. режиссер Геннадий Тростянецкий ставит «Бешеные деньги». По словам критиков, режиссер сделал классическую русскую комедию «густым коктейлем из трагедии, фарса, гротеска и даже буффонады». Актерский состав спектакля был великолепен: Кучумова играл Игорь Богодух, Надежду Антоновну Чебоксарову — Татьяна Шкрабак, Лидочку Чебоксарову — Юлия Борисова, Василькова — Сергей Галкин, Телятева — Владислав Ветров. Спектакль был показан на сцене Государственного академического Малого театра в Москве. 


«Бешеные деньги», 1999 г. Кучумов — Игорь Богодух, Надежда Антоновна Чебоксарова — Татьяна Шкрабак

Следующая премьера по А. Островскому состоялась в 2004 г. Народный артист России Николай Сорокин представил на Большой сцене комедию «На всякого мудреца довольно простоты». Спектакль покорял зрителя звёздным составом и блистательными актерскими работами: Турусина — Татьяна Шкрабак, Мамаев — Игорь Богодух, Мамаева — Наталья Гординская, Крутицкий — Михаил Бушнов, Городулин — Сергей Власов. 


«На всякого мудреца довольно простоты», 2004 г. Крутицкий - народный артист СССР Михаил Бушнов, Мамаева - народная артистка РФ Наталья Гординская

В 2007 г. на Малой сцене театра Николай Евгеньевич Сорокин поставил «На бойком месте», с юной трепетной Лидией в исполнении Анны Денисовой (Гайдамак) и порочной Евгенией в исполнении Татьяны Полищук. 


«На бойком месте», 2007 г. Максим Марков, Татьяна Полищук, Анна Денисова (Гайдамак), Сергей Попович

В 2008 г. режиссер из Петербурга Наталья Леонова ставит на Большой сцене драму «Без вины виноватые». Постановка памятна замечательным актерским ансамблем, сокровенной, потрясающей, проникновенной работой народной артистки России Натальи Гординской — Отрадиной/Кручининой и первой большой ролью 23-летнего Романа Гайдамака, изумительно, искренне сыгравшего Григория Незнамова. 


«Без вины виноватые», 2008 г. Незнамов - Роман Гайдамак, Кручинина - народная артистка РФ Наталья Гординская

Огромный зрительский успех имели постановки по пьесам А. Островского режиссера Богдана Петканина: «Доходное место» (2010 г.) и «Лес» (2013 г.). 


Фотосессия для афиши спектакля «Доходное место», 2010 г. Жадов - Алексей Тимченко, Полина - Елена Золотавина, Юсов - заслуженный артист РФ Олег Ширшин, Кукушкина - народная артистка РФ Татьяна Шкрабак, Белогубов - Сергей Попович, Юлинька - Екатерина Березина

Сегодня в репертуаре Ростовской драмы — комедия «Волки и овцы» А.Н. Островского, неординарная, яркая постановка Геннадия Шапошникова, премьера которой состоялась в 2022 г. Приглашаем вас на спектакль в это воскресенье, 16 апреля — последний раз в этом театральном сезоне на домашней сцене. В конце мая - начале июня театр покажет спектакль в рамках гастролей на сценах Рязани, Нижнего Новгорода, Ярославля, Твери и Москвы! Напоминаем, что билеты на спектакль можно приобрести по «Пушкинской карте».


«Волки и овцы», 2022 г. Мурзавецкая - народная артистка РФ Татьяна Шкрабак, Чугунов - заслуженный артист РФ Сергей Власов

Несомненно, история постановок по пьесам А.Н. Островского в Ростовском академическом театре драмы им. М. Горького будет продолжаться. Для артистов театра соприкоснуться с творческим наследием драматурга — всегда радость и новый вызов. 

«Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача — служить русскому драматическому театру», — Александр Николаевич Островский.