Спектакль «Тихий Дон» М.А. Шолохова в постановке режиссера Геннадия Шапошникова, премьера которого состоялась весной 2015 года, буквально с первого премьерного показа стал визитной карточкой театра и всего Донского региона и поистине новой вехой развития театра: уникальным по масштабу, художественному оформлению и тому впечатлению, которое спектакль неизменно производит на зрителя. На протяжении семи лет «Тихий Дон» собирает полные залы – в стенах родного театра и на гастролях. Его высоко оценили и зрители, и театральная общественность России.
В 2015 г. театр с успехом и переаншлагами два дня подряд показал «Тихий Дон» в Москве на сцене Малого театра, а несколько месяцев спустя опять же в Москве получил Гран-при XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь» и золотые дипломы за лучшую сценографию, лучшую музыку и лучшую мужскую роль (деда Гришаки в исполнении Народного артиста РСФСР Игоря Богодуха). В сентябре 2016 г. театр Горького показал «Тихий Дон» на XVII Международном Волковском фестивале в Ярославле. В начале октября 2016 г. «Тихий Дон» был показан в Санкт-Петербурге на сцене театра «Балтийский Дом» в рамках XXVI Международного театрального фестиваля «Балтийский Дом». По итогам фестиваля постановка завоевала главную награду форума - Приз зрительских симпатий.
За почти уже десять лет со дня премьеры спектакль не потерял ни капли мощи и своей уникальной энергетики, а, возможно, даже «повзрослел» вместе со своими героями, еще глубже с каждым показом раскрывая мотивы, звучащие в гениальном, «на века» романе нашего земляка, нобелевского лауреата Михаила Александровича Шолохова.
Режиссер Геннадий Шапошников сумел создать уникальную постановку. Интересны его трактовки героев. Мятущуюся душу Григория он высвечивает на протяжении всего спектакля – от первой до последней минуты. Прекрасны Аксинья (Екатерина Березина), выстрадавшая любовь к Григорию «за всю жизнь горькую», и Наталья (Оксана Войцеховская). Потрясающей силой обладают характеры стариков – деда Гришаки, Мирона Григорьевича и Лукиничны, Пантелея Прокофьевича и Ильиничны. Сочно и ярко сыграли все персонажи спектакля – для каждого режиссер нашел свою нишу в широком полотне спектакля.
Продолжительность спектакля - 3 ч. с антрактом
Константин Щербаков, «Литературная газета»:
«В главных сценах спектакля ощутимо, ощутимо захватывающе напряжение жизни на краю человечески возможного, напряжение духовное, когда люди взыскуют правды, кажется, на мелкие осколки разбившейся, ищут, ошибаясь и путаясь, заросшие бурьяном дорожки друг к другу. Совести нету, Бога нету, и вещие слова деда Гришаки (сокровенная работа артиста Игоря Богодуха) тонут в гиканье, грохоте, крови, а они, люди, чудом поднявшись после очередного смертельного удара, всё равно, всё равно взыскуют и ищут».
Людмила Фрейдлин, «Петербургский театральный журнал»:
«…масштабную эпопею удалось воплотить в трехчасовой сценический объем во многом потому, что режиссер предложил такое сцепление сцен, при котором одна, хоть и на излете, но еще длится, а другая уже начала свое движение. И зрители способны охватить обе и глазом, и сознанием. Этот прием помогает спрессовать время, ощутить его плотность и непрерывность, его стремительный ход. А персонажи, не увидев друг друга, пересекаются, расходятся, не подозревая, как мал этот мир, где каждый зависит от каждого».
Григорий Заславский, «Независимая газета»:
«Герои, которые действуют в трагическое десятилетие русской истории, произносят неожиданно злободневные реплики, их споры то и дело кажутся позаимствованными из сегодняшних политических ток-шоу, хотя ни автор пьесы Владимир Малягин, ни режиссер ничего не осовременивают, не подгоняют «под сегодняшний день», и все актеры одеты в форму и платья не среднестатистических военных лет, а в узнаваемые костюмы пред- и послереволюционной эпохи».
Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты»:
«В этом спектакле есть особенность, которая делает его не просто очень хорошим, а уникальным. Это тоже самое, что посмотреть произведения Шекспира в театре «Глобус». Здесь все такое естественное. Я физически ощущаю эту органику. Очень большая удача. Думаю, что многим московским академическим театрам, которые обвешаны «золотыми масками», есть чему поучиться».