Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Купить билет

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Театр
16 ноября

Заблудившаяся любовь

В Ростовском драмтеатре имени Максима Горького впервые за много лет появился спектакль по пьесе Горького 
Вероятно, постановке «Дачников» способствовали сразу два юбилея: Максима Горького (150 лет) и самого Ростовского академического драмтеатра (155 лет). 

Работникам театра удалось разыскать любопытный факт из истории донской столицы. Первая премьера «Дачников», показанная в Ростове в 1905 году, продолжилась демонстрацией публики. Возможно, к этому зрителей побудили слова персонажа этой пьесы Марьи Львовны: 

– Дети здоровых рабочих людей – мы должны быть иными! Ведь еще никогда в нашей стране не было образованных людей, связанных с массою народа родством крови.

Или, может быть, стишки Власа, брата главной героини. Человека, пока не определившего, к чему стремиться, но презирающего окружающую его жизнь: 

Все хотят дешевенького 

            счастья, 

Сытости, удобств 

            и тишины, 

Ходят и все жалуются, 

            стонут, 

Серенькие трусы и лгуны. 

Или тому причиной – халатность одного из героев, обернувшаяся бедой для нескольких рабочих? Ясно одно. Финальные фразы (их произносит модный писатель Шалимов) о том, что многое, заставляющее героев пьесы страдать, на самом деле ничтожно, публику не умиротворили. «Дачников» она восприняла как революционный манифест. 

«Дачники» – пьеса многослойная. Она и про предреволюционный настрой, и словно про десятилетие перестройки, когда многие россияне стали отрекаться от революционных идеалов старших поколений. Тогда всюду было много разговоров о превосходстве эволюционного пути над революционным, о праве простого человека на то счастье, которое в советские годы с презрением называли обывательским и мещанским. 

Горький обозначил эти дискуссионные темы еще в 1904 году, когда пьеса «Дачники» была впервые напечатана и поставлена на театральной сцене. Преуспевающий адвокат Басов (в нынешнем спектакле его убедительный образ создал Владимир Кирдяшкин) утверждает в ней, что благожелательный человек – это непременно эволюционист: 

– Все совершается постепенно. Эволюция! Эволюция! Вот чего не надо забывать!

Неслучайно именно в середине 1990-х кинорежиссер Сергей Урсуляк, тогда еще мало кому известный, снял по мотивам «Дачников» ленту «Летние люди». 

В юбилейном сезоне «Дачники» вновь появились на афише Ростовского драмтеатра (в третий раз за его историю) благодаря режиссеру Геннадию Шапошникову. И, как и предыдущие его постановки на ростовской сцене («Тихий Дон», «Цыган»), стали незаурядным событием театральной жизни. 

Жанр спектакля Шапошников обозначил как «семейные сцены». В его прочтении «Дачники» – это пьеса «о любви, которая заблудилась, как заблудились и сами люди». В общем, счастлив тот, кто счастлив дома, в семейном кругу. 

А центральной идеей стали слова доктора Дудакова, который по самой сути своей профессии не имеет времени бездельничать: «Хлопот у всех много, а дела – нет». 

Переакцентировка в сторону «заблудившейся любви» не заставила Шапошникова сократить или перекроить пьесу. Варвара Михайловна (арт. Екатерина Березина) все так же произносит обличительный монолог: «Интеллигенция – это не мы! Мы – дачники в нашей стране… Какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… Мы ничего не делаем и отвратительно много говорим». (Очень актуально при нынешних нескончаемых потоках словоблудия в социальных сетях). При этом в речах Варвары Михайловны – никакого революционного пафоса. Взгляд как бы вглубь, в свою жизнь: как это могло произойти, что ее мать, прачка, загубившая здоровье ради того, чтобы она стала образованной и счастливой, была всегда веселой и радостной, а она, жена адвоката, этой веселости и радостности лишена? 

Как и прошлые свои постановки, «Дачников» Геннадий Шапошников сделал в содружестве со сценографом Виктором Герасименко и художником по костюмам Натальей Пальшковой. Спектакль стильный, похожий то на черно-белое кино, в которое лишь изредка впускается цвет, то на черно-белую силуэтную графику. Как и в прежних постановках, есть центральная многозначная метафора. Теперь это качели. Символ и беззаботной жизни, и оторванности от земли, своей почвы. 

В пьесе Горького параллельно с основным действием на даче идет репетиция любительского спектакля. Но даже это милое дело не доводится до конца. Геннадий Шапошников остроумно и тонко развил эту линию. Так что фрагмент этого спектакля зрители все же увидят. Изящную сценку разыграют одетые в костюмы героев итальянской комедии дель-арте персонажи – участники «любовного треугольника», настоящая любовь которых тоже где-то заблудилась. 

Пьеса «Дачники» появилась через четыре года после «Трех сестер» Чехова. Обе – об одном времени, людях, в общем-то, одной формации. Прототипы их персонажей вполне могли быть друг с другом знакомы. Вот и спектакль «Дачники» как бы составляет теперь дилогию с предыдущей премьерой этого сезона – чеховскими «Тремя сестрами».

Автор: Марина Каминская

Источник: "Наше время"