Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
Театр
05 апреля

Вам всем — медаль за споспешествование!

Спектакль-анекдот с участием президента.

//Фото: Екатерина Серебрякова

В ростовском драматическом театре им. Горького прошла премьера спектакля «Чемоданчик».

Для меня эта история началась чуть больше года назад, как бы удивительно это не звучало. Тогда бывший артист театра Горького в Ростове на Дону и нынешний — в МХАТ им. Горького в Москве — Сергей Галкин после спектакля по пьесе Юрия Полякова «Как боги» спросил меня: «Как думаешь, смог бы идти такой спектакль в Ростове?». Я растерялась. Попытка мысленно перенести инсценировку спектакля на родную сцену почему-то не получалась. Реальность оказалась круче.

Два режиссера: лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», художественный руководитель московского «Театра на Покровке» Геннадий Шапошников (режиссер спектаклей «Тихий Дон» Шолохова, признанного лучшим спектаклем на Международном фестивале «Золотой витязь» в Москве, а также на областном фестивале «Мельпомена», и «Сумасшедшая любовь в селе Степанчиково»Достоевского) и народный артист России, лауреат премии города Москвы Сергей Яшин (поставил в Ростове спектакль «Пигмалион») поставили другую пьесу этого же автора «Чемоданчик» на сцене ростовского театра драмы.

Юрий Поляков на сегодняшний день является одним из самых востребованных писателей. Кто из современных драматургов удостоился при жизни двухнедельного театрального фестиваля сплошь из собственных пьес?

Однако, именно такой фестиваль «Смотрины» прошел в ноябре 2015 года на нескольких ведущих московских театральных площадках.

И, наверное, так должно было случиться, что одна из пьес Полякова оказалась в нынешнем репертуарном портфеле «горьковцев». Интересно, что «Чемоданчик» впервые был поставлен на сцене Московского театра сатиры, и главную роль в нем сыграл наш земляк Федор Добронравов.

Многие рецензенты сразу назвали пьесу балаганной, ярмарочной, рассчитанной на массового зрителя. Впрочем, это совсем не в уничижительном смысле. Русский народ всегда считал ярмарку и площадные представления лучшими комедиями «о жизни». На это тоже есть ответ в самой пьесе: «Ненавижу этот мир, который не понимает, что в театре можно все!».

Тексты «Чемоданчика» сразу хочется растащить на цитаты: «Из тебя хозяйка, как из лифчика кобура» или «Тебе, тараканья душа, не понять русского офицера!», и выдавать за народное творчество. Но кто отличит?

По сюжету все крутится вокруг чемоданчика управления стратегическим военным потенциалом, потерянного президентом России Валентиной Валентиновной (Татьяна Шкрабак). Душевная такая тетка, оказывается. Плачет, курит, может наградить всех кредитами, а может звание «Заслуженной» бывшей артистке дать или каникулы увеличить. В деле также участвуют: пресс-секретарь Мурена Шептальская(Елена Климанова), генерал Строев — начальник охраны президента (Юрий Добринский), Захар Правдоматкин — нагловатый бывший репортер желтой газеты (Вячеслав Огир), Эдик Суперштейн — бывший худрук театра «Экскрим» (Роман Гайдамак), Надежда — его жена, бывшая спортсменка (Ольга Васильева), Иван Семенович Стороженко — бывший колхозник (Олег Ширшин), Михаил — его сын, бывший офицер охраны (Александр Волженский), жена Стороженко (Кристина Гаврюкова) и… рыжие тараканы, которые, как известно, выживут после ядерного взрыва.

Комедия положений с элементами эпохи фильма «Матрица» превращается в чистый бурлеск с хором «бурановских бабушек», веселым переплясом и зеленым дымом, стелющимся по зрительному залу как туман.

Зрители весело смеются, громко аплодируют и подсказывают Захару Правдоматкину: «Тоску от сволочной нашей жизни хорошо снимает водка, похмелье от водки облегчает портвейн, сушнячок от портвейна лучше промочить пивом, ну, а от пива лечатся, понятно, — водкой». А еще, мы все, конечно любим нашего президента и носим майки с его изображением, правда? Разносолы хорошо, а борщ лучше. И электричество дорогое. Как плачу — плачу. Плачу и плачу (привет тебе, народная группа «Ленинград!). А как хочется хибарку в Испании…

Постановщикам спектакля удается балансировать на тонкой грани сатиры, не скатываясь в откровенную пошлость. Так, незадачливый любовник Эдик Суперштейн раздевшись, оказывается в костюме супермена, который хоть и оставляет его меном, то совсем не супер.

Весь мир — театр, мы все это знаем, но некоторые, по неизвестным и разнообразным причинам, забывают. И спектаклю «Чемоданчик» хочется предсказать хорошей судьбы и аншлагов из того самого, массового зрителя, которому он и предназначен. Есть все основания предполагать, что именно так и будет!

Источник: "Городской репортер"
Автор: Екатерина Серебрякова, фото автора