Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Купить билет

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Театр
24 мая

В Ростовском академическом драмтеатре им. М. Горького – премьера «Собаки на сене»

Театр обещал, что этот спектакль по одной из самых знаменитых комедий Лопе де Веги станет сюрпризом, – зрелище и в самом деле оказалось неожиданным.
Наверно, многие зрители, и прежде всего зрительницы, предвкушали великолепие костюмов и декораций, помня, что действие происходит в начале XVII века (комедия датирована 1618 годом) в живописном Неаполитанском королевстве. К тому же выбором имени главной героини – графиня Диана де Бельфлор (прекрасный цветок) – Лопе де Вега как бы указывает на ее внешний облик. 

Однако представшие перед зрителями картины решены совсем в ином ключе: всевозможные комбинации черного и белого (главным образом в костюмах персонажей) и все оттенки серого. Словно сценограф (и он же в данном случае художник по костюмам Виктор Герасименко) старался добиться эффекта оживающих старинных гравюр. Лишь красная роза в руках одного из поклонников Дианы разрушит ненадолго эту колористическую монополию.

Спектакль «Собака на сене» – это новая работа режиссера Геннадия Шапошникова. И хотя режиссер он приглашенный, можно сказать, что с постановки «Тихого Дона» в истории Ростовского драмтеатра открылась «шапошниковская страница». 

Нынешнее творение Шапошникова интересно еще и своим культурологическим подтекстом. Это словно веселая пародия на то, как комедию о молодой вдове Диане, в чьем сердце пламя страсти зажглось от зависти к чужой любви, могли бы поставить в Испании во времена самого Лопе де Веги. 

Тогда артисты в перерывах между частями основного действия танцевали или поражали публику цирковыми трюками, а на многих представлениях звучала мелодия сарабанды. Теперь все это вошло в спектакль «Собака на сене». Артисты драмтеатра показывают прямо-таки акробатические номера. Особенно отличаются ловкостью Вячеслав Огир и Юлия Кинеберг. Огир играет хитроумного Тристана – слугу Теодоро, того самого секретаря графини, к которому она и воспылала страстью Кинеберг – полную жажды мщения экс-возлюбленную Теодоро, оставленную им ради Дианы. 

Возвышенно-драматическую струю привносят в спектакль звуки сарабанды, которые чем ближе к счастливому финалу, тем чаще будут сменяться «золотыми» эстрадными хитами ХХ века.

Давно ведутся споры о том, в какой степени «Собака на сене» – комедия? Ведь главная ее героиня, роль которой в спектакле исполняет Екатерина Березина, страдает не шутя. И есть из-за чего: она – высокородная дама, ее возлюбленный титулов не имеет. Между ними – сословная пропасть, которая была бы непреодолимой, если бы не придуманный Лопе де Вегой счастливый случай…

В знаменитом фильме Фрида «Собака на сене», который многим вспоминается, как только речь заходит об этой комедии, Диана (Маргарита Терехова) и Теодоро (Михаил Боярский) – безусловно, романтические герои, которые иногда попадают в комичные ситуации.

В спектакле ростовского драмтеатра появляются иные смыслы, предположить которые заставляют… все те же чрезвычайно оригинальные костюмы. И прежде всего это касается образа Теодоро (в роли возлюбленного Дианы зрители увидели Дениса Кузнецова).

Его ну очень своеобразный наряд наводит на мысль, что костюм в данном случае – шифрованное послание зрителям. Мне этот костюм напомнил одновременно и военную форму и… бумажный кораблик. Если так, то не намек ли это на биографию Лопе де Веги? Отчаявшись раздобыть средства иным способом, молодой де Вега поступал на службу в ряды воинов Непобедимой Армады. Однако испанский королевский флот потерпел сокрушительное поражение. И тогда уже многообещающий литератор стал, как Теодоро, секретарем. Только не знатной дамы, а влиятельного герцога. 

Была ли в его жизни ситуация, напоминающая описанную им на склоне лет в «Собаке на сене?» Это – загадка. Но то, что в сердце Лопе де Веги могла жить одновременно любовь к разным женщинам, – факт, который на протяжении жизни великого драматурга многократно повторялся.

В фильме «Собака на сене» Теодоро – порох, поджечь который красивой женщине не трудно. В ростовском спектакле Теодоро основателен и рассудителен. В этом свете иначе выглядит его отказ от служанки Марселы, когда ее место пожелала занять в его сердце графиня Диана…

Что будет с гордою Дианой, ставшей супругой этого Теодоро? А такого, как в том фильме?..

Источник: "Наше время"