Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Купить билет

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Театр
18 мая

В культуре. Открытие Чеховского фестиваля, вседонская премьера "Тихого Дона" и лихой пиар Евгения Герасимова

театр, чеховский фестиваль, ростов, театр драмы, тихий дон
Фото с официального сайта Ростовского театра драмы им. Максима Горького

На минувшей неделе открылся очередной Международный театральный фестиваль имени Чехова, привычно – самый большой из всех московских фестивалей, он и в этом году продлится почти все лето, до самого августа. Фестиваль, в разные годы открывший московской публике Петера Штайна, Люка Бонди, Хайнера Гёббельса, Ромео Кастеллуччи, Роберта Уилсона, Робера Лепажа...

Афишу нынешнего Чеховского фестиваля открыл «Мещанин во дворянстве» известного французского актера и режиссера Дени Подалидеса. Спектакль, совершенно игнорирующий привычку и стремление нынешнего театра к краткости и всяческим сокращениям текстов и смыслов. Три с половиной часа изящной игры со своим – французским – театральным прошлым, игра в такую модную нынче в классической музыке аутентичность, в «как тогда», спектакль-балет с живым оркестром на сцене, остроумная и со знанием дела, с замечательными актерскими работами.

Эта игра, надо признать, не пришлась всем по вкусу, но те, кто живо откликнулся на нее, не отпускали актеров со сцены, и таких продолжительных аплодисментов, пожалуй, Москва не слышала и не видела уже давно. Впереди – новые спектакли Жанти, Бонди, Марии Пахес, Сильви Гиллем, а уже на этой неделе в Москве покажут наконец совместную продукцию Чеховского и Эдинбургского фестивалей – спектакль Владимира Панкова «Война».

Еще о театре, теперь – в России. В субботу Ростовский академический театр драмы устроил вседонскую премьеру «Тихого Дона», спектакль, премьеру которого в театре сыграли в конце апреля, масштабное полотно, театральная эпопея по роману Шолохова, поставленная режиссером из Иркутска Геннадием Шапошниковым. Герои, которые действуют в трагическое десятилетие русской истории, произносят неожиданно злободневные реплики, их споры то и дело кажутся позаимствованными из сегодняшних политических ток-шоу, хотя ни автор пьесы Владимир Малягин, ни режиссер ничего не осовременивают, не подгоняют «под сегодняшний день», и все актеры одеты в форму и платья не среднестатистических военных лет, а в узнаваемые костюмы пред- и послереволюционной эпохи.

В субботу «Тихий Дон» транслировали на большом экране на Фонтанной площади у театра, в сети Интернет, на площадке рядом с театром установили огромный экран размером более 45 кв. м, а саму трансляцию готовила и проводила та же команда, которая отвечала за трансляцию прошлогодних Олимпийских игр в Сочи. Причем сам спектакль снимали с 10 камер, а еще две камеры снимали площадку перед театром, заполненную публикой. О самом спектакле читайте в одном из ближайших номеров «НГ».

А вот еще один забавный и – одновременно – печальный сюжет. В четверг на дизайн-заводе «Флакон» открылась выставка с говорящим названием «На дне», очередная псевдообличительная агитка «по следам «Тангейзера». В экспозиции были показаны фотографии из спектаклей российских (в основном московских) театров, где представлены сцены с обнаженной натурой, сценами самоубийств и прочими «извращениями», недостойными славного и светлого имени ТЕАТР. Или, точнее, государственный театр – каждая фотография снабжена информацией о финансировании постановки (или театра) из бюджета. Говорить о том, что – по аналогии с «Тангейзером» – каждый снимок выдернут из художественного контекста и не может дать представления о самих спектаклях, в данном случае бессмысленно, ведь это – сногсшибательная PR-акция.

Единственным посетителем выставки, за исключением журналистов и организаторов (их имена называть не будем, дабы не делать незаслуженную славу), стал депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. Евгений Владимирович покачал головой, дал пару комментариев, порицающих театральную моду на разврат за госсчет… и выставку закрыли. Несколько месяцев назад активно муссировались слухи о том, что Герасимов станет художественным руководителем Театра на Таганке, но назначение не состоялось. Пытается ли председатель комиссии по культуре Мосгордумы таким образом заработать очки для назначения в другой театр? Не исключено, но заглотит ли новый начальник Департамента культуры Александр Кибовский такую примитивную наживку – вопрос. Добавим только, что пресловутую «моду на разврат» вводят не столько сами театры, сколько такие вот «выставки».

Автор - Григорий Заславский.