Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Купить билет
Театр
01 августа

У нашего «трактора» — новый пахарь

Ростов официальный

У нашего «трактора» — новый пахарь

Андрей Демидов № 31 (1026) от 30.07.2014 ПОСИДЕЛКИ

20143105.jpg

Рычаги управления знаменитым «трактором» — Ростовским академическим театром драмы имени Максима Горького — взял в свои руки заслуженный деятель искусств России, лауреат премии города Москвы Александр ПУДИН. Именно он выиграл конкурс на замещение должности художественного руководителя старейшего театрального коллектива Юга России, остававшейся вакантной с марта прошлого года. Наш корреспондент побеседовал с Александром Пудиным сразу же после его представления коллективу театра.

ТВОРИТЬ ЭЛЕГАНТНО И ВДОХНОВЕННО

— Александр Иванович, вы личность довольно известная в литературных и театральных кругах. Автор более 60 пьес, лауреат всероссийских и всесоюзных конкурсов. И ещё вы публицист, член Союза писателей СССР и России, даже пробовали себя в общественно-политической деятельности — работали советником вице-спикера Государственной думы (ранее — первого заместителя мэра Москвы) Людмилы Швецовой. А кем вы ощущаете себя, какая сфера деятельности вам больше других по душе?

— Нравится делать любую работу, которая относится к сфере творчества. Нравится общаться с людьми, открывать и находить для себя что-то новое. Проявлять заботу о людях.

— А что побудило взяться за рычаги знаменитого «трактора»?

— Возглавить один из старейших театров России, основанный ещё в 1863 году, для любого было бы большой честью. На сцене ростовской академии блистали Юрий Завадский, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов... Труппу театра прославили народные артисты СССР и РСФСР, представители местной актёрской школы Пётр Лобода, Елена Кузнецова, Игорь Богодух и, конечно же, недавно ушедший из жизни Михаил Бушнов. Долгие годы место художественного руководителя занимал известный театральный и общественный деятель, прекрасный артист и режиссёр, народный артист России Николай Сорокин, который очень много сделал для родного театра. И я понимаю, какая ответственность ложится на мои плечи.

— А до своего назначения на должность худрука театра вы были знакомы с его работой, репертуаром?

— Очень поверхностно — только по экрану (показывает на телевизор, — прим. авт.).

— Значит, оцениваете всё свежим взглядом?

— Именно так. А поэтому ничего крушить и ломать не собираюсь — ни репертуар, ни труппу. Будем все вместе пахать. По крайней мере, я всех к этому призываю. Но пахать элегантно, вдохновенно.

В КОЛЛЕКТИВЕ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

— Ваше знакомство с коллективом состоялось. И как вы оцениваете кадровый и творческий потенциал ростовского театра?

— Прежде всего, я благодарю коллег за то, что они меня приняли тепло и душевно, а главное, поверили в мою программу, в то, что общими усилиями мы сможем многого добиться. Что касается творческого потенциала театра, то он достаточно высок, во многом не уступает уровню столичных театров. Даже несмотря на то что коллектив отчасти осиротел, потеряв сразу двух титанов сцены — Николая Сорокина и Михаила Бушнова. Сохраняется актёрский костяк — как в составе именитых артистов, так и молодых талантов, подающих большие надежды. Я умышленно никого не выделяю особо. Театр — это коллектив единомышленников. И здесь именно так.

— И всё же, Александр Иванович, давайте смотреть на вещи реально. Принято считать, что есть столичные театры, а есть провинциальные. При всех заслугах и богатой истории ростовский театр имени Горького всё же из второй категории. Можно ли в этом что-то изменить коренным образом?

— И можно, и нужно! Сразу скажу: у меня далеко не областные амбиции. В своей программе так и записал — сделать всё, чтобы избежать удела «театра с областной судьбой». Что я в это вкладываю? Дать возможность труппе работать и с именитыми столичными режиссёрами, и с молодыми — дерзкими, смелыми, талантливыми. И чтобы с новыми постановками труппа имела возможность выходить как на столичную сцену, так и на международный уровень.

В числе моих творческих задач в новой должности, кроме постановок и работы с труппой и зрителем, создание и проведение на базе театра международного театрального фестиваля народного характера. Эту идею я долго вынашивал, получил благословение на её воплощение от своего литературного учителя, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда, ныне, к сожалению, покойного Егора Исаева.

Убеждён, что фестиваль народного характера идеально подходит для донского края — родины всемирно известных героев Михаила Шолохова. Я рад, что с этим согласилось и руководство Ростовской области, и конкурсная комиссия в составе ведущих экспертов региона в области культуры.

Кстати, первый шаг к реализации этой идеи мы сделаем уже в новом театральном сезоне — поставим «Тихий Дон». Эту главную сценическую работу сезона театр посвятит 110-летию со дня рождения Михаила Александровича Шолохова. Пьесу готовит известный московский драматург Владимир Малягин, автор пьесы «НЛО» (поставленной в «Современнике»), а также инсценировок «Братьев Карамазовых» и «Мёртвых душ» в театре имени Маяковского. А музыку к спектаклю создаёт известный композитор Алексей Шалыгин (автор музыки к телесериалам «Глухарь», «Бригада», «Штрафбат»). Надеюсь привлечь к постановке спектакля также именитого режиссёра.

ПОКАЗАТЬ СЕБЯ МИРУ

— А как труппе театра выйти на международный уровень?

— Ещё будучи художественным руководителем и директором Мордовского национального театра, я имел связи с Международным театральным фестивалем в Тампере (Финляндия). Там в 1995 году с немалым успехом прошла мировая премьера моей пьесы «Четвёртая Сибелиуса», написанной к 130-летию великого финского композитора Яна Сибелиуса. Надеюсь восстановить связи с этим фестивалем уже в должности руководителя Ростовского театра драмы имени Максима Горького, и, возможно, на следующем фестивале мы сможем представить донскую драматургию на финской земле. Кроме того, веду переговоры о том, чтобы сделать несколько обменных гастролей с муниципальным театром Ганновера (Германия). Такую же практику обменных спектаклей можно, кстати, возродить и со столичными театрами, чтобы иметь возможность показать себя столичной публике.

— Но при этом ведь важно быть интересными для «избалованной» столичной публики...

— Конечно, и над этим мы будем работать. Я уже упомянул, что намерены привлекать к работе с нашим театром именитых российских режиссёров. Один из таких — народный артист России, лауреат Государственных премий России, художественный руководитель московского театра «На Покровке» Сергей Арцибашев. Он уже дал согласие поставить с ростовской труппой пьесу Николая Гоголя «Женитьба». И это очень кстати, поскольку предстоящий 151-й сезон театра будет полностью посвящён отечественной драматургии.

Вторая моя задумка — проект «Литинститут — Ростовский театр». То есть экспериментальную сцену театра мы полностью отдадим в распоряжение молодых драматургов, студентов Литинститута. В течение сезона, я думаю, две-три «студенческих» пьесы мы сможем ставить на этой сцене.

— Ну это особо близко вам как драматургу... Вижу, на подоконнике лежит трёхтомник ваших пьес. А интересно, какая из шести десятков вещей вам особенно дорога?

— Наверное, всё же первая — «В пустом доме люди». Написал её ещё в 1988 году, и хотя это уже были времена перестройки, «пробить» постановку пьесы с критическим взглядом на советскую действительность в столичном театре было практически невозможно. И поставили её тогда в Мордовском национальном театре. Потом — в Риме, а параллельно — в других театрах Советского Союза.

ВСЁ, ЧТО ОКОЛО ТЕАТРА

— Но вернёмся, Александр Иванович, к нашему театру. Вы, как следует из вашей программы, намерены активно развивать околотеатральное пространство. Что имеется в виду?

— Прежде всего, искать и находить новые формы работы со зрителем и средствами массовой информации. Мы имеем все возможности расширить круг зрителей за счёт детской и юношеской аудитории, поскольку в репертуаре театра есть постановки произведений, входящих в школьную программу. Значит, нужно активнее работать с учреждениями образования. Что касается СМИ, журналистов, то театр также заинтересован в сотрудничестве с ними. Мы планируем организовывать предпремьерные показы спектаклей «для родителей и друзей», включая журналистов.

Во-вторых, нам нужно всячески поддерживать и развивать бренд театра — гигантский «трактор», который, между прочим, стал одним из символов Ростова. Как это сделать лучше — над этим ещё предстоит поработать.

— Вы возглавили театр в непростое время — ко всему прочему, сейчас идёт капитальный ремонт уникального здания. Всё ли устраивает вас в этом процессе, можете ли как-то влиять на него?

— К сожалению, сейчас работы на таком этапе, когда изменить что-то уже очень трудно. Но есть принципиальные вещи. К примеру, полы холла на втором этаже строители намерены облицевать плиткой. Причём плитка цвета застывшего болота. Это пахнет безвкусицей. Пол здесь всегда был паркетный. Мне уже звонят ветераны театральной сцены, просят как-то повлиять на ситуацию. И они правы — мы должны максимально бережно относиться ко всему, в том числе и к внешнему облику театра, сохраняя все «изюминки».

Фото Василия Редько