Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Купить билет

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Театр
29 апреля

«Тихий Дон»: расшифровка кодов

Современную версию «Тихого Дона», приуроченную к 110-летию со дня рождения нашего великого земляка, Нобелевcкого лауреата Михаила Шолохова, с нетерпением ждали театралы донской столицы. И не только они. Постановка «Тихого Дона» без преувеличения стала событием в культурной жизни России.
Современную версию «Тихого Дона», приуроченную к 110-летию со дня рождения нашего великого земляка, Нобелевcкого лауреата Михаила Шолохова, с нетерпением ждали театралы донской столицы. И не только они. Постановка «Тихого Дона» без преувеличения стала событием в культурной жизни России.

Реализовать на сцене столь масштабное и многоплановое полотно — взяться за такое отважится не каждый театр. Ростовский театр драмы им. М. Горького пошёл на такой эксперимент. 24 апреля 2015 года — почти через 40 лет после первого сценического воплощения «Тихого Дона» на сцену знаменитого «трактора» вернулись персонажи бессмертного шолоховского творения.

Зритель уже при входе в театр погружается в атмосферу воспетого Михаилом Шолоховым донского края. В фойе в исполнении народных коллективов звучат казачьи песни, и хоровод вовлекает публику в круговерть драматических событий, которые ей предстоит пережить вместе с персонажами. А в зрительном зале тем временем ощущается дух донской степи: смесь запахов камыша и полыни в сочетании с речной прохладой. Именно так из натуральных природных материалов оформлена сцена, словно сюда перемещён кусочек казачьего хутора вместе с небольшой затокой батюшки Дона.

Атмосфера реальности сопровождает зрителя на всём протяжении спектакля. И всё благодаря тому, что сцена оформлена профессионалом с большой буквы — главным художником московского театра «Новая опера», заслуженным художником России Виктором Герасименко. На сценической площадке, чередуя друг друга, возникает то поле с подсолнухами, то пшеничная нива, то чёрная пахота как место трагических событий. Конечно, это впечатляет, как и световое оформление спектакля, сделанное новоиспечённым лауреатом театральной премии «Золотая маска» Сергеем Скорнецким. И не может оставить равнодушным звуковое решение спектакля с невероятно трагичной и трогательной музыкой известного композитора, обладателя четырёх премий «ТЭФИ» и «Ника» Алексея Шелыгина.

— В целом нам удалось воплотить на сцене невероятную по глубине шолоховскую эпопею, в которой, как в зеркале, отражается и наша эпоха: с катастрофой на Украине, с поисками идейных и нравственных ориентиров, присущих русскому человеку и обществу, — считает заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель театра им. М. Горького Александр ПУДИН.

В самом деле, автором инсценировки выступил известный драматург Владимир Малягин, которому удаётся адаптировать крупные литературные формы под сценическое действие (в Московском академическом театре им. Маяковского идут спектакли по его инсценировкам: «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского и «Мёртвые души» Н. Гоголя).

А реализовал проект лауреат Национальной премии «Золотая маска», художественный руководитель Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова Геннадий Шапошников, известный своими масштабными постановками: «Колчак» С. Остроумова, «Последний срок» В. Распутина, «Евгений Онегин» А. Пушкина.

Постановочную группу консультировал внук писателя Александр Шолохов — директор Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, член Президиума Совета по культуре при президенте Российской Федерации.

Спектакль даёт возможность говорить о новых замечательных актёрских работах в первую очередь главных героев — Григория и Аксиньи (Роман Гайдамак и Екатерина Березина). И конечно, как всегда блистают своим мастерством звёзды «горьковской» сцены: народный артист РСФСР Игорь Богодух, народные артистки России Татьяна Шкрабак и Наталья Гординская, а также заслуженные артисты России Сергей Власов и Олег Ширшин.

Когда режиссёр-постановщик спектакля Геннадий Шапошников три месяца назад приступал к работе над «Тихим Доном», он заявлял, что перед постановочной группой и артистами стоит задача расшифровать те коды, которые оставил в романе Михаил Шолохов, по-новому взглянуть на известное произведение. Удалось ли это команде единомышленников режиссёра? Об этом пусть судят сами зрители. Автор этих строк умышленно уходит от оценки, потому что у каждого она может быть своей.

Вне сомнения одно — сегодня «Тихий Дон» звучит очень современно. Потому что вновь человечество задаётся вопросом: а стоят ли хоть одной человеческой жизни призрачные идеалы, бездумный национализм, чьё-то мифическое превосходство? В «Тихом Доне» ответ на этот вопрос закодирован автором. Шолоховский код, на наш взгляд, блестяще расшифрован авторами постановки.

Автор: Антон Поспелов. Фото Виктора Дашкина