Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Купить билет

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Театр
14 сентября

Судьба и правда "Тихого Дона"


Спустя сорок лет "Тихий Дон" вновь поставлен на сцене Ростовского театра в Год литературы и 110-летия со дня рождения автора романа донского писателя и нобелевского лауреата Михаила Шолохова. 

Груз такой ответственности взвалил на себя Александр Пудин, художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии города Москвы, наш коллега, работавший в газете правительства Москвы «Твесркая,13». Он не раз говорил, что мечтает о том, чтобы Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького больше ассоциировался с именем своего великого земляка, с историей Донского края. Возвращение к «Тихому Дону» четыре десятка лет спустя является подтверждением того, что он твердо придерживается своей творческой позиции и уверен, что театру под силу реализация столь масштабного проекта.

Новое прочтение романа сегодня актуально не только в связи с юбилеем Шолохова. Это не спектакль, поставленный к дате. События, которые в нем происходят, созвучны сегодняшнему дню. За основу театральной постановки авторы взяли две линии, которые ярко прослеживаются в романе Михаила Шолохова. Первая - благодарная, как любовь и отношения двух хуторян Аксиньи и Гришки. Вторая - такая сложная, как тема войны и мира. Какой "Тихий Дон" без прекрасной истории любви! Но, на мой взгляд, главная линия - печаль и боль о судьбе донского казачества, и тень беды, случившейся на Дону в начале прошлого века, довлеет над героями. И теперь беда опять рядом, на Украине. Братоубийственная война, раздор, раскол. От этого никуда не уйти. Ни нашим героям, ни нам самим. И чем чище и красивее их чувства, тем на этом фоне трагичнее судьба народа.
"Новый" "Тихий Дон" отличается от прежних сценических версий романа. Пьесу написал известный профессиональный драматург Владимир Малягин, а не режиссер-постановщик спектакля, как это часто происходит на практике. Он уже не раз доказывал свой талант и умение работать с прозой классиков: в Московском академическом театре им. Маяковского с успехом идут его постановки "Братья Карамазовы" по Достоевскому, "Мертвые души" по Гоголю и другие. Пьеса написана в сжатые сроки, но это ничуть не сказалось на качестве материала. Все находили ее удачной. А это очень важно - почувствовать главные кровеносные артерии гениального романа, не расплескать, а собрать воедино судьбы и действия главных его героев, соединить их энергию с энергией "Тихого Дона».

Найти единственно верное решение, чтобы в один театральный вечер вместить весь шолоховский роман-эпопею - задача не простая. Режиссёр-постановщик, лауреат национальной премии «Золотая маска» Геннадий Шапошников рассказал, что «Тихий Дон» не отпускает его всю жизнь и, возможно, это шанс реализовать мечту.

Знаю, как всегда трудно найти режиссера-постановщика для спектакля. И здесь удачным был выбор Александра Пудина. Для него критерием отбора было не то, что кто-то лауреат, народный или заслеженный артист. Главное для него, чтобы в судьбе режиссера была та работа, которая сопоставима с "Тихим Доном". У Геннадия Шапошникова такой спектакль был - "Колчак". В «Тихом Доне» зритель видит работу Мастера - чувствуется его посекундная работа над ритмом постановки, его умение найти художественную метафору, которая взрывает сцену и зрительский зал. Словом, трудная задача и невероятная работа, чем перевод романа на язык театра, с одной стороны трудно представить, а с другой стороны выполнена блестяще. И результат радует - спектакль является эталоном русских традиций.
Спектакль потрясает глубиной и силой чувств, правдивостью образов характеров героев "Тихого Дона" и прекрасной режиссурой. Впечатление от увиденного - ощущение успешно выигранной битвы. Без сомнения получился сильный, эмоциональный спектакль, который стал ярким событием театральной жизни региона. Уровень и глубина этого спектакля, а также профессионализм, с которым он сделан, не оставляет никаких шансов для разговоров о провинционализме.
Внимательные зрители оценили все: и инсценировку, и убедительность парадоксальность режиссерских решений, и сценографию, и актерский ансамбль.
«В этом спектакле есть особенность, которая делает его не просто очень хорошим, а уникальным. Это тоже самое, что посмотреть произведения Шекспира в театре «Глобус». Здесь все такое естественное. Я физически ощущаю эту органику. Очень большая удача. Думаю, что многим московским академическим театрам, которые обвешаны «золотыми масками», есть чему поучиться», - поделился своим мнением с нашим обозревателем главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. А народный артист РСФСР Всеволод Шиловский заметил, что «Оказалось все так по-настоящему. Желаю этому прекрасному театру процветания».
Автор музыки к спектаклю известный композитор, автор хитов к таким фильмам, как «Бригада» «Глухарь», «Офицеры» и другие, многократный обладатель телевизионных премий «ТЭФИ» Алексей Шелыгин, чье творчество за рубежом давно называют «легкой классикой». Для «Тихого Дона» он не только создал авторскую музыку, но и использовал казачьи песни и пляски. В спектакле есть эпизоды, решенные без единого слова, но они оказывают самое сильное эмоциональное воздействие благодаря музыке. Есть эпизоды, которые решаются без единого слова, но зал вытирает слёзы и звучат благодарные аплодисменты. Для оформления сцены обращались к мастерам из Вёшенской, которые резали камыш, плели плетни. Есть на сцене и донская вода.

Над сценографией работал главный художник московского театра «Новая опера» Виктор Герасименко. По его задумке, на сцене воссоздали атмосферу казачьего хутора. Для этих целей использовали настоящие предметы утвари и быта, а фантастические декорации сделали из натуральных материалов. Девять тысяч метров веток, бассейны с живой водой и настоящей рыбой, три тысячи колосьев, настоящие шинели, шашки и винтовки - всё это использовали в оформлении спектакля И все же нужно отметить, что делали спектакль в 2015 году. Его эстетическое восприятие зрителями, которые сегодня смотрят этот спектакль, и как бы мы не хотели приблизиться к тому времени, мы всё равно от него абстрагируемся. «Но мы не создаем этнографию. Вообще, это дело неблагодарное - роман переносить и делать инсценировку. Это делать очень сложно, и всегда найдутся противники. Но мы попали в десятку, я считаю», - сказал художник-постановщик, заслуженный художник РФ Герасименко.
А какие замечательные костюмы Натальи Пальшковой, гармоничный свет Сергея Скворнецкого - всё работает на воздух спектакля, где актеры вместе со зрителями ищут ответы на вечные вопросы. На сцене, как и в жизни, все поколения. И снова ошеломляет сегодняшней остротой боль шолоховских героев.
Для дончан обращение к «Тихому Дону» – это еще и возможность увидеть, как жили наши предки, понять, какая трагедия пронизала их судьбы, и что дало им силы жить дальше. Такое всеобъемлющее полотно, бесспорно, может стать новой визитной карточкой театра.
Спектакль идет три часа. Зрители благодарили артистов стоя. Разумеется, премьера - не окончание работы над спектаклем и теперь актёрам предстоит долгая жизнь вместе с их героями. Не бойтесь его длительности - смотреть будете с удовольствием, скучать не придется!

Автор: Владимир СТУКАЛОВ

Источник: "Тверская, 13" - Газета правительства Москвы