Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Купить билет
Театр
27 апреля

Премьера спектакля «Тихий Дон» состоялась в Театре им. М. Горького


Постановка по роману Михаила Шолохова приурочена к юбилею писателя.

Всякая попытка по-новому представить полюбившуюся зрителям историю на начальном этапе воспринимается чаще с некоторым недоверием. Получится ли передать характеры и образы, сохранить первоначальный колорит?.. В случае с «Тихим Доном» дело обстояло еще сложнее: уж слишком прочно в сознании аудитории отпечатались образы героев ставшего культовым фильма Сергея Герасимова.

Амбициозную задачу – показать новый «Тихий Дон» – попытался решить на ростовской театральной сцене режиссер Геннадий Шапошников, художественный руководитель Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова.

Великое произведение литературы обречено на постоянные интерпретации на сцене и в кино. Иногда они, действительно, слишком далеко отходят от оригинала, насыщая сюжет второстепенными подробностями и новыми смыслами. Геннадий Шапошников признался, что во время работы над спектаклем постановочная группа и актеры пытались «расшифровать те коды, которые оставил в романе Михаил Шолохов, по-новому взглянуть на известное произведение».

Современный «Тихий Дон» – спектакль, удивляющий, в первую очередь, своим художественным масштабом. Основа декорации, сопровождающая героев на протяжении истории, предстает в виде поляны, усыпанной множеством подсолнухов; атмосферность и ощущение единения с природой создается с помощью видеоряда, который «транслирует» небесный пейзаж, чутко реагирующий переменой своего настроения на жизненные потрясения персонажей.
Одной из главных «фишек» сценического оформления стал окаймленный степной травой метафоричный Дон – прямо на сцене был установлен резервуар с водой. Дону в спектакле отведено важное место, впрочем, как и в книге. Река видится не просто как часть пейзажа, она – свидетель сложных испытаний героев – имеет для них особое значение. Дон сочувствует тоске Аксиньи по любимому, принимает у себя отчаявшуюся Наташу, провожает солдат на войну… Эстетика донского края также поддерживается колоритными костюмами, казачьими песнями и танцами и, конечно, характерным говором.

Главных героев романа Аксинью и Григория представили актеры Екатерина Березина и Роман Гайдамак. Для каждого из них эти роли наверняка станут знаковыми и показательными. Они сумели достойно передать эмоциональные грани характеров шолоховских героев – и каких! Григорий Мелехов в исполнении харизматичного Романа Гайдамака производит впечатление бескомпромиссного и волевого казака, для которого честь и долг перед Родиной оказываются значительнее личных и семейных перипетий. Екатерина Березина органично вошла в образ: бесстрашная, не жалеющая себя ради любви, эмоциональная и страстная – именно такой увидели зрители Аксинью.

Настоящим украшением спектакля стала игра мэтров ростовского театра – народные артисты Игорь Богодух (вернувшийся в труппу в прошлом году), Наталья Гординская и Татьяна Шкрабак, несмотря на непродолжительное пребывание на сцене, смогли запомниться эмоциональными репликами и неповторимыми образами. И это, пожалуй, особенность всех спектаклей Театра Горького: здесь нет незначительных ролей, все актеры функциональны на сцене и отдаются своим героям в полной мере.
Когда над спектаклем работает команда профессионалов высокого класса, ожидаешь непременно отличного результата. Над «Тихим Доном» работали видные деятели театрального искусства, чей опыт по-настоящему впечатляет: автор инсценировки – драматург Владимир Малягин (Московский академический театр им. Маяковского), над светом трудился Сергей Скорнецкий, лауреат премии «Золотая маска», автор музыки к спектаклю – Алексей Шелыгин, обладатель премий «ТЭФИ» и «Ника».
Результат их совместной работы – качественная и до мелочей продуманная постановка, и, как верно было замечено зрителями, особенно актуальная сегодня, когда еще недавно считавшиеся братскими народы строят друг между другом стены, невольно и неестественно отдаляясь от общих традиций.
Этот спектакль – отличный пример того, как теоретические задачи превращаются в большое культурное событие всероссийского масштаба. Александр Пудин, художественный руководитель Театра им. Горького, заявил о своем желании, «чтобы сам театр больше ассоциировался с именем великого земляка М.А. Шолохова, с историей и культурой Донского края».

Несомненно, что, во-первых, «Тихий Дон» станет предметом споров и обсуждений среди зрителей, в разной степени подверженных привычке сравнивать увиденное с тем, что они видели по теме раньше, а во-вторых, что он будет одним из ключевых спектаклей в репертуаре театра и напишет важную страницу в его истории.

Марина Гаричян