Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
Театр
30 июня

Кибитка судеб

Ростовский драматический театр им. М. Горького закрыл сезон новым спектаклем «Цыган».

Сцена из спектакля "Цыган" //Фото: Екатерина Серебрякова

Эту премьеру ждали давно. К ней готовились. О ней говорили. Ее, что скрывать, немного боялись. Затея сделать спектакль из такого сложного произведения казалась многим заведомо провальной.

Книги донского писателя Калинина о приключениях цыгана Будулая издавались много лет огромными тиражами. В фильмах по мотивам романа с успехом исполнили главную роль цыгана-фронтовика, потерявшего и вновь обретшего семью, Евгений Матвеев,Михей Волонтир и Отар Мегвинетухуцеси. Ну, а сцена ростовского драматического театра уже видела спектакль по этому произведению (в главной роли — народный артист СССР Михаил Бушнов) и даже оперу на сцене музыкального театра на музыку ростовского же композитора Леонида Клиничева. Тогда, в 2006 году, в Ростове разразился настоящий скандал. Представители цыганской диаспоры пригрозили руководству театра судебным разбирательством, если не будет снята с репертуара опера «Цыган», которая, по их мнению, «разжигает национальную рознь и выставляет цыган в дурном свете».

Сцена из спектакля "Цыган" //Фото: Екатерина Серебрякова
Сцена из спектакля «Цыган» //Фото: Екатерина Серебрякова

Сюжет романа исходно очень похож настоящую индийскую мелодраму. Жена цыгана по имени Будулай погибает под гусеницами фашистского танка, новорожденного ребенка подбирает молодая деревенская женщина Клавдия Пухлякова. Она всем в селе объявляет его своим сыном и воспитывает вместе со своей родной дочкой.

Через 18 лет в селе появляется Будулай, через много лет после войны решивший найти могилу жены. Вскоре он завоевывает симпатии приемного сына Пухляковой — Вани. Одно время Клавдия его боится, опасаясь, что он узнает, что Ваня его сын, и заберет его, ну, а чуть позже начинает любить, искать и ждать.

[quote_center]Напомним, кстати, что Лев Кассиль, увидев первую экранизацию романа отозвался о ней довольно резко: «Сопли с порохом».[/quote_center]

Театр им. Максима Горького в лице своего художественного руководителяАлександра Пудина объявил год донской литературы и после обласканного всевозможными премиями и критиками «Тихого Дона» пригласил ту же постановочную команду для реализации на ростовской сцене калининского произведения.

Сцена из спектакля "Цыган" //Фото: Екатерина Серебрякова
Сцена из спектакля «Цыган» //Фото: Екатерина Серебрякова

Тут, наверное, нужно отметить, что этот театральный симбиоз, как сейчас принято говорить, имеет явно немалые маркетинговые знания. С одной стороны, афишу театра украшают спектакли, что называется, классического репертуара. С другой, зритель, заняв свое место в зале, не получает изъеденный молью продукт и не засыпает к концу первого акта. Режиссер Геннадий Шапошников, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», известен как мастер психологического проникновения в характеры и на деле уже доказал, что даже из Достоевского может сделать мелодраму и детектив «в одном флаконе». Сценография использует образ колес, который превращается то в пресловутую кибитку, то в свадебный стол, то грузы, которыми заваливают Будулая до потери им сознания.

Роль Будулая была доверена недавно принятому в труппу драматического театра Александру Волженскому. Его цыган молчалив, отрешен и как будто немного со стороны наблюдает за происходящим. В этом отрешении — глубокая внутренняя боль человека, которому до сих пор во сне приходит его плачущая молодая жена Галя (Юлия Гребеник). Она следует за ним по пятам и буквально передает в руки Клавдии Пухляковой (Кристина Гаврюкова, Елена Климанова). Волженскому удаются тонкие, почти акварельные краски в создании образа человека, потерявшего все и нашедшего родную пристань. Сцена, когда он, закрыв глаза, едва касается губами лба Клавдии в заключительной картине спектакля, достойна звания кинематографического шедевра.

Кристина Гаврюкова мила, очень просится написать — эстетична. Роли красивых бунтарок ей очень к лицу (театралы могут вспомнить ее в спектакле «Королева», например). Она очень органично смотрится во всех сценах спектакля, интуитивно и ровно удерживая планку всех эмоций своего персонажа. Что же касается Елены Климоновой, то тут все оказывается намного сложнее. Ее Клавдия — это клубок острой боли и непонимания того, что происходит. Только она приноровилась платить шантажирующей ее старухе (Татьяна Шкрабак) за молчание, что Ваня не ее родной сын, как появление Будулая полностью разрушает ее хрупкий мирок. Она скована страхом за судьбу сына, и только глаза, которые полыхают огнем, выдают страсти, бушующие в ее душе. Наверно, поэтому ей сложнее далась сцена, когда Клавдия призывает коня Будулая прийти ей на помощь. Такие женщины — донские казачки — никогда не зовут на помощь. Они только вот так посмотрят и — как отрубят.

В спектакле также заняты две актрисы в роли сестры жены Будулая — Насти. Это Екатерина Березина и Елена Золотавина. И две предводительницы цыганского табора Тамилы — Иллона Огир и Анастасия Голотвина.

[quote_center]Роли сложные, требующие от исполнительниц хорошего владения актерским искусством, пением и танцами. (Между строк: все песни, звучащие в спектакле, исполняются вживую).[/quote_center]

Хочется отметить Сергея Голотвина в роли Вани. Раньше занятый на незначительных ролях, Голотвин с каждой театральной премьерой доказывает, что способен на большее.

Прекрасны цыганки Шелоро — Татьяна Полищук и Ольга Васильева. У каждой получился самостоятельный красиво-лубочный образ. А уж как прекрасна Наталья Гординская! Опять таки, театральные старожилы могут вспомнить, что когда-то она с успехом исполняла роль Гюль в спектакле турецкого автора Т. Джюдженоглу.

В спектакле заняты учащиеся из театральной студии «Мастер-класс» под руководством заслуженного артиста России Олега Ширшина. Последний исполняет в спектакле «Цыган» роль недалекого председателя сельского суда.

В целом, спектакль получился, с одной стороны, очень музыкальным и красочным, а с другой, отвечая всем требованиям мелодрамы, достаточно психологичным, чтобы умный зритель вышел из театра с мыслью о необходимости той самой толерантности, о которой принято много говорить в последнее время. О милосердии. И, конечно, о любви. Которая, как всегда, выше всех преград.


Источник: "Городской репортер"

Автор: Екатерина Серебрякова