Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
Театр
26 ноября

Худрук Ростовского театра имени М.Горького А.Пудин: "Мы строим репертуар, который подчеркивает уникальность и самобытность нашего театра"

Ростовский академический театр драмы имени М.Горького открыл новый 152-й театральный сезон премьерным спектаклем "Тихий Дон" по одноименному роману донского писателя, нобелевского лауреата Михаила Шолохова и премьерой "Пигмалиона" Бернарда Шоу в постановке народного артиста РФ Сергея Яшина. Вскоре после этого коллектив отправился на гастроли в Геленджик и Новороссийск, где были показаны спектакли "Ревизор", "Женитьба", премьерный "Пигмалион" и детская сказка "Иван-царевич и серый волк". Еще одним не менее заметным событием в новом театральном сезоне стало очередное общественное признание: театр оказался лауреатом премии "Потребитель голосует - "За!", определенным по результатам народного голосования.

О новинках 152-го театрального сезона и аншлагах одного из старейших на Юге России театров рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" художественный руководитель театра, известный драматург, заслуженный деятель искусств России Александр Пудин.

Александр Пудин

- Александр Иванович, с каким настроением вы и труппа начали новый театральный сезон?

- По-моему, с прекрасным. Смотрите сами, 2 и 3 сентября мы показывали "Тихий Дон" в Москве. И не где-нибудь, а на прославленной сцене Малого театра! Оба вечера удались на славу – были переаншлаги: желающих посмотреть спектакль было столько, что происходили накладки с местами, и часть зрителей была вынуждена сидеть либо на приставных стульях, либо вообще уйти ни с чем. Мы очень сожалеем об этом, но заниматься продажей и рассадкой в чужом театре всегда сложно. На спектаклях было много известных деятелей культуры, политиков, так называемых медийных лиц, которые дали нашей работе очень высокие оценки. По достоинству получили восторженные отзывы и режиссер Геннадий Шапошников, и художник Виктор Герасименко, и художник по свету Сергей Скорнецкий, и художник по костюмам Наталья Пальшкова, и, конечно, композитор Алексей Шелыгин с драматургом Владимиром Малягиным.

Свои заслуженные аплодисменты получили наши молодые артисты Роман Гайдамак и Екатерина Березина, исполнившие роли Григория и Аксиньи, а также молодые и талантливые Кристина Гаврюкова, Артем Шкрабак, Вячеслав Огир, Алексей Тимченко, Оксана Войцеховская, Анатолий Фалынский, Сергей Соколовский, Евгений и Елена Климановы, Владимир Кирдяшкин, Татьяна Полищук, Сергей Волошин, Денис Рогожников, Антон Черных, Ольга Васильева, Анастасия Шапаренко, Сергей Голотвин, Елена Золотавина, Александр Богданов… Как всегда на высоте были Юрий Добринский и Юлия Борисова.

Хорошую память о себе оставил на столичной сцене Сергей Витченко – совершенно замечательный, очень талантливый артист, который безвременно ушел из жизни три недели назад.

А народных артистов России Игоря Богодуха, Татьяну Шкрабак, Наталью Гординскую, заслуженных артистов России Сергея Власова и Олега Ширшина можно было вообще смело принять за звезд Малого театра! Они – наша несомненная гордость!

- Каким постановкам планируете отдать предпочтение в новом сезоне?

- Планируем и дальше рыхлить родную донскую почву. Следующей большой работой по мотивам донской литературы станет "Цыган" Анатолия Калинина. Этим спектаклем мы будем закрывать сезон. Над "Цыганом" работает та же звездная постановочная группа, которая сотворила "Тихий Дон". Я представляю спектакль как степную сагу о чистой и верной любви. Это будет некий противовес "Тихому Дону", где любовь очень мучительна: всепоглощающая страсть туманит и кровит глаза, не идет на уступки и жертвы. "Цыган" может стать гимном любви – как друг к другу, так и к родной земле.

Кстати, спектакль "Цыган" мы хотели бы представить в ландшафтном варианте на родине Калинина в Пухляковском накануне 100-летнего юбилея нашего именитого писателя-земляка.

Еще одной крупной постановкой станет "Сумасшедшая любовь в селе Степанчиково" по повести раннего Федора Достоевского, над которой работают обладатели "Золотой маски" режиссер Геннадий Шапошников и художник Виктор Герасименко. Это сатирическая комедия о тщетности нашего неоправданного и ничем неподкрепленного фантазерства, о звенящей пустоте, которая выдается человеком за важное достижение, где новость и откровение на поверку оказываются замшелым пнем, которому уже точно никогда не стать ни дубом, ни березой, ни даже скрипучей и ненавистной осиной. Премьера намечена на середину февраля будущего года.

Звенящей пустоте человеческой природы посвящена еще одна наша новая постановка по сатирической комедии известного отечественного писателя и драматурга Юрия Полякова. Пьеса называется "Чемоданчик". В первых числах декабря она впервые будет поставлена в Москве, в Театре Сатиры, которым руководит народный артист России Александр Ширвиндт. А следующая постановка, скорее всего, произойдет у нас, в Ростове.

Современный театр не так часто обращается к сатирическим произведениям, а если это и делает, то старается прикрыться классиками – Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем, Салтыковым-Щедриным и другими хрестоматийными именами. Конечно, классика актуальна всегда, во все времена и за нее, как говорится, сложнее схлопотать по ушам. Если есть вопросы, - идите к Николаю Васильевичу! Или к Михаилу Евграфовичу! А тут – все современное.

Дело в том, что Юрий Поляков заявил свою пьесу как "апокалиптическую комедию", а ее действие разворачивается в Москве в скором будущем, но не ранее 2018 года. Все события и герои, по мнению драматурга, вымышлены, все совпадения случайны. Главные герои – это обычная российская семья, актриса и ее муж, оказавшийся сотрудником службы охраны президента, горе-режиссер и горе-любовник. Они и разыгрывают комедию, ничуть не уступающую французской комедии положений. А если учесть, что язык у Полякова – сплошные афоризмы, то история будет весьма и весьма веселая. Но это первый пласт пьесы. Второй пласт – это среда, в которой мы живем сегодня и, скорее всего, будем продолжать жить и завтра. Среда, которая позволяет нам жить дурачась, откровенно валять дурака – и при этом не оставлять мысли о побеге от несправедливости, от надоевшей любви, своей пошлости и цинизма, безбожной лени и безответственности, порочной системы и бездорожья… "Чемоданчик" – это настоящая русская сатира, которая, надеюсь, понравится ростовскому зрителю. Премьера намечена на 1 апреля 2016 года.

- Запланированы ли гастрольные поездки в новом театральном сезоне?

- У нас были уже, кроме Москвы, небольшие гастроли в Геленджике и Новороссийске. Все спектакли прошли на "ура" - доброжелательны к нам были и зрители, и средства массовой информации. Хочу привести в пример Новороссийск, где никогда не бывает недостатка в московских гастролерах. Но почитайте признания новороссийцев: "Антреприза надоела! Наконец-то снова приехал приличный театр!"

Надо сказать, что мы привезли лучшие, причем премьерные спектакли : "Женитьбу" в постановке народного артиста России, лауреата Государственных премий России Сергея Арцибашева и "Пигмалион" в постановке народного артиста России Сергея Яшина…

На днях снова уезжаем в Москву – театр приглашен выступить на заключительном этапе XIII Международного театрального фестиваля "Золотой Витязь". Международный театральный форум "Золотой Витязь" проводится в рамках Славянского форума искусств с 2002 года и ставит своей целью укрепление традиций русского реалистического театра, классической театральной школы, расширение творческих связей и взаимное обогащение театральных культур славянских народов, популяризация национальной классической драматургии. Во главе фестиваля стоит народный артист России Николай Бурляев, а попечительский совет этого форума возглавляет патриарх Кирилл. Мы показываем "Тихий Дон", и у нас есть все основания надеяться на хорошее выступление и положительный результат. Не могу не подчеркнуть, что московские гастроли финансируются правительством Ростовской области. Губернатор Василий Голубев, по-моему, не только сердечно принял спектакль "Тихий Дон", но и делает все, чтобы популяризировать его. Наш "Тихий Дон" стал визитной карточкой театра. Кстати, в марте-апреле у нас намечены гастроли в Сочи – и там тоже ждут "Тихий Дон".

- Сегодня аншлаги на спектаклях - это привычное явление для горьковцев?

- Это результат нашей общей работы. Мало иметь хорошие спектакли – их еще надо уметь продавать, преподносить зрителю. У нас профессиональные администраторы и распространители билетов. А потом земля слухом полнится: когда театр или конкретный спектакль звучит широко, то это само собой подогревает интерес к нему.

При этом, отмечаем хорошую заполняемость зала. Причем, зала не маленького, а тысячника! Отсюда и рост собственных доходов. Из-за идущего в театре ремонта мы потеряли возможность работать на малой сцене, но и при этом мы на каждый бюджетный рубль зарабатываем почти два своих рубля. Это результат лучших театральных коллективов России.

Не могу не отметить, что за нашу работу, а она трактуется как оказание услуг населению, недавно мы получили премию "Потребитель голосует – "За" в номинации "Театры". По итогам независимого народного голосования, которое организовал департамент потребительского рынка Ростовской области, мы стали лучшим театром, оказывающим свои профессиональные услуги.

- Как известно, лучшие кадры (и театральная труппа не является исключением) зачастую стараются уехать в Москву. Каким образом удается их сохранить?

- Я работаю здесь, в Ростове, но не считаю себя последним кадром. Конечно, шучу, но признаюсь честно: уехал из Москвы не потому, что там не смог проявиться. Я и там был на виду. Но мне сегодня здесь интересней. Моя работа и сама жизнь стали более содержательны. Ты творишь, работаешь на результат – и результат тут же приходит. Сказал, что не хочу, чтобы наш театр ассоциировался с театром с областной судьбой – и театр зазвучал за пределами Дона. Труппе это нравится. Более того, я вижу растущее уважение и интерес к родному театру в глазах вчерашних наших артистов, тех, кто уехал в Москву. Но это видят все – и те, кто хотел бы уехать, и кто вообще не мечтает о Москве. Мы строим репертуар, который подчеркивает уникальность и самобытность нашего театра. Мы не боимся экспериментировать: на экспериментальной сцене поставили пьесу драматурга-студента Литературного института Полины Бабушкиной, а поставил спектакль студент ГИТИСа Иван Миневцев. Думаем эту работу продолжить. Сейчас готовимся к новогодним мероприятиям. Кстати, на языке профессионалов это называется чесом, если идет примитивное зарабатывание денег. Но мы и здесь решили удивить ростовчан и гостей города: у нас впервые на сцене появился лед! Южный город, солидный академический театр, а тут - феерическое ледовое шоу! Актеры катаются на коньках! Многие, кстати, встали на них впервые. Если бы им это не нравилось, разве кто смог бы их заставить это сделать?

22 января в спектакле "Женитьба" в роли Подколесина выйдет кто бы вы подумали? Игорь Костолевский! Знаменитый артист театра и кино, народный артист России, лауреат Государственной премии России. А вокруг него – ансамбль из наших замечательных звезд! По-моему, от самого этого факта нельзя не ощутить прилив драйва.

- Насколько изменится состав труппы в предстоящем театральном сезоне?

- Мы уже взяли трех молодых артистов. Если постучатся в наши двери еще пара талантливых – возьмем. Больше – вряд ли. Разве что по необходимости.

- Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, более подробно о детских проектах ," в т. ч. Детской студии при театре"?

- У нас два детских проекта – это детская театральная студия "Мастер-класс" и "Театр на подушках". Театральная студия в этом году празднует свое пятилетие, и за это время она стала очень популярна среди ростовских детей и их родителей. Представьте себе, что конкурс в студию составляет больше пяти человек на место. Мы сожалеем, что не можем брать всех детей, но это просто физически невозможно сделать. Сейчас регулируем количество занимающихся до ста человек. Что было бы в театре, если бы на занятия приходили 400-500 человек? Обучение в студии проводится по программе театрального училища, и что важно – дети не только постигают азы мастерства под руководством опытных артистов во главе с руководителем студии, заслуженным артистом России Олегом Ширшиным, но и ставят свои спектакли. Причем, делают это весьма успешно. Наша студия является членом международной ассоциации "Театр, где играют дети", а ее воспитанники со своими работами неоднократно были лучшими на фестивалях в Болгарии, в Ялте и Сочи. А потом, в нашем репертуаре есть много спектаклей, где играют дети. В том числе – и "Тихий Дон".

"Театр на подушках" - это новый проект, призванный также прививать в детях любовь к театру. Подчеркну, и к театру вообще, и к нашему Ростовскому академическому театру имени М. Горького – непосредственно. Но у этого проекта есть и чисто прикладное назначение – организация и проведение детских праздников. Руководит проектом наша ведущая актриса Кристина Гаврюкова, и он тоже становится все более и более популярным среди детей и их родителей.

Источник: "Интерфакс"