Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
Театр
30 июня

К 100-летию донского писателя Анатолия Калинина: степная сага о любви

Драмтеатр имени Горького осуществил постановку спектакля «Цыган» по одноименному роману, приуроченную к юбилею знаменитого донского писателя.

«Степная сага о любви» — именно так авторы постановки определили жанр, премьера которого состоялась 24-го и 25 июня в театре Горького под занавес 152-го театрального сезона.

К 100-летию донского писателя Анатолия Калинина: степная сага о любви
Сцена из спектакля. Фото предоставлено театром.

Над созданием спектакля работала та же команда постановщиков, что была и у «Тихого Дона»: лауреаты Национальной театральной премии «Золотая маска» режиссер Геннадий Шапошников и художник Виктор Герасименко, лауреат премий «ТЭФИ» и «Ника» композитор Алексей Шелыгин, драматург Владимир Малягин, художник по костюмам Наталья Пальшкова.

По словам художественного руководителя драмтеатра имени Горького Александра Пудина, «Цыган» — лирическая, пронзительная, трогающая сердце история, с яркими актерскими работами, фирменной тонкой режиссурой Геннадия Шапошникова, сложносочиненной, масштабной сценографией Виктора Герасименко, расцвеченная необыкновенными костюмами, коих для спектакля создано больше шестидесяти. Вторая главная тема — это тема войны. Она проходит через весь спектакль, а музыка Шелыгина в сценах, посвящённых войне, памяти, звучит как реквием по погибшим и покалеченным в самой страшной трагедии человечества XX века... И это справедливо, потому что страницы романа, посвященные войне, фронтовиком Анатолием Калининым написаны особенно проникновенно.

Зритель с нетерпением ожидал премьеру, надеясь, что она станет таким же ярким событием, как и новая версия «Тихого Дона» в постановке нашего театра. Оправдались ли эти надежды? Определенно ответить сложно.

Если говорить о сопровождении спектакля, его сценическом оформлении, то впечатление на зрителей это, несомненно, произвело. Так, перед входом в театр был развернут пестрый цыганский шатер, в котором разыгрывалось небольшое театральное действо с песнями и танцами настоящих цыган. Гостей радушно встречал цыганский хоровод, создавая атмосферу, которая затем, по идее, должна царить на сцене.

Очень впечатлило оформление сцены, где основные элементы декорации — колеса от цыганской кибитки. Разных размеров, они в течение спектакля перемещаются и в целом создают образ колеса времени, в котором живут, страдают и любят главные герои — оседлый цыган Будулай (Александр Волженский) и простая русская женщина Клавдия Пухлякова (Кристина Гаврюкова и Елена Климанова). Световые и видеоэффекты, красивая музыка — все это неоспоримые плюсы нового спектакля ростовского драмтеатра.

Что же касается самого действа, то стремление авторов уложить в двухчасовую постановку масштабное полотно Анатолия Калинина обернулось, на мой взгляд, потерей главного — самой атмосферы того времени и тонкой психологии взаимоотношений главных героев, любящих друг друга, но живущих совершенно в разных мирах и ценностях. По замыслу режиссера Геннадия Шапошникова эта постановка — сюжет о том, как жизнь человека освещает надежда на обретение счастья. Но замысел этот, как мне кажется, реализован не в полной мере, временами он меркнет в неоправданно затянутых монологах героев или излишне залихватских массовках (свадьба Насти).

Впрочем, у «Цыгана» в постановке ростовского драмтеатра есть неоспоримое преимущество — спектакль в целом получился светлым, жизнеутверждающим, несмотря на весь драматизм происходящего на сцене.

Первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов считает, что спектакль найдет свою прописку и свое место в репертуаре театра Горького.

— У театра в планах есть еще постановки по произведениям наших донских писателей, и это вопрос будущих театральных сезонов, — отметил Игорь Гуськов.


Автор: Андрей Демидов