Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Купить билет

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Театр
22 февраля

Громкая премьера в Ростове: И Сталин такой молодой...

В ростовском драматическом театре им. Горького состоялась премьера нашумевшего спектакля о Сталине.

Когда одна половина страны готова вешать портреты Сталина на лобовые стекла машин, а вторая все еще подсчитывает точное число жертв его системы, что надо делать? Правильно: выводить общественную дискуссию на театральные подмостки. Даже странно, как театральные деятели так долго игнорировали этот очевидный рецепт успеха.

Пьесу "Сталин. Часовщик" известного российского драматурга Владимира Малягина в открытом доступе журналистам найти не удалось, и это подогрело интерес к будущей постановке. Тот факт, что за автором пьесы числится еще и должность главного редактора в издательстве  «Даниловский благовестник», и членство в Издательском совете Русской православной церкви, добавило предстоящему событию легкий оттенок лабораторных испытаний: шутка ли - Сталин и православная церковь в одном флаконе.

Но на премьере, которая состоялась в ростовском драмтеатре 22 февраля, казакам не пришлось разнимать зрителей, хотя режиссер-постановщик спектакля, он же - художественный руководитель театра им. Горького Александр Пудин до генерального прогона спектакля интриговал публику как мог.

«Мне кажется, что сегодня, когда страна со всех сторон зажимается в неприятельские тиски, и повторяется то, что было в предвоенные годы с Советским Союзом, остро ощущается необходимость наличия в государстве яркого лидера, вождя, который мог бы объединить нацию и ответить тем вызовам, которые бросает время», - заявил он вскоре после новости о планируемой постановке.

И добавил: «Спектакль видится как исповедь героя с трибуны Мавзолея, героя, готового предстать перед Судом Божьим и Судом Времени. По сути, перед нами покажется монашествующий монарх, аскет, человек очень сложного нрава, избравшего путь беззаветного и бескорыстного служения своему Отечеству".

Как рассказал Александр Пудин "Деловому кварталу", выбор в пользу 29-летнего артиста Вячеслава Огира был сделан не сразу. Изначально роль Иосифа Джугашвили должен был играть другой актер - Анатолий Дзиваев, который уже не раз играл вождя народов и сыскал себе на этом поприще заслуженное уважение коллег и зрителей. Но Анатолий Гаврилович, к сожалению, до репетиций не дожил, и его уход заставил режиссера переосмыслить свой взгляд на постановку.

"В какой-то момент я испугался, что другой возрастной актер в этой роли - это будет калька, традиция, причем, традиция не самая правильная, а калька - застаревшая.Все будут смотреть на него и думать "похож - не похож". А задача-то у нас другая. И это вообще - не политический театр, эта пьеса - о душе", - рассказал "Деловому кварталу" Александр Пудин.

Если вкратце, то спектакль "Сталин. Часовщик" - это рассказ о последних минутах жизни советского вождя, которые он, согласно официальным сводкам, провел в забытии обширного кровоизлияния в мозг, а по версии автора сценария - в мучительных диалогах со своими близкими, любимыми, друзьями и врагами. С самим собой и целой страной, которая с тех пор так и не поняла, что же с ней произошло: рождение в муках сияющей звезды или образование гигантской черной дыры, продолжающей до сих пор пожирать души людей.

29-летний Вячеслав Огир, который до мурашек похож на фотографии молодого Кобы из архивов царской охранки, говорит, что знает о том, в каких преступлениях обвиняют его героя до сих пор. Но так и не определился в своем отношении к личности Сталина.

"Ведь если взять войну и тот приказ "ни шагу назад", за который так осуждают Сталина... Ведь те люди, которые хотели, может быть, отступить, они не могли знать, к чему приведет это отступление в глобальном смысле, какие будут последствия, - размышляет артист. - А он знал. Он видел, что им никак нельзя отступать. И может быть, в этом спектакле он пытается объяснить причину тех или иных своих поступков".

Молодой Сталин спорит с вечно молодой Надеждой Аллилуевой. Молодой Берия смотрит в зал молодыми, горящими глазами. А может быть, они и не умирали?

"Конечно, пьеса созвучна современности, - говорит Александр Пудин. - Она о природе власти, о людях, которые руководят страной. Это напоминание нынешним власть придержащим - а кому вы служите? Какое решение вы бы приняли, если бы пришлось менять пленного сына на генерала? Ведь далеко не все своих сыновей даже в нынешнюю армию служить отпускают. Он - служил своей стране. А вы?"

Впрочем, режиссер-постановщик уверен, что ругать его будут с обеих сторон.

"Левые не увидят там своего генералиссимуса, вождя народов, победителя. Правые будут спрашивать, где лагеря Воркуты, заградотряды и кровь миллионов. Но я еще раз повторю: спектакль не о том", - резюмирует худрук.

Но что-то увидеть доведется непременно. Зрителю никуда не деться от зеркальных плоскостей, которыми разрезана камерная сцена театра, и в которых - как положено перед смертью - растянутыми на два часа секундами проносится земная жизнь Иосифа Виссарионовича. Разрезана сцена, нежный сын отделен от угрюмого уголовника, недоучившийся богослов - от тирана, человек - от вождя, полководец от отца, душа - от тела. И потрясенный зал сквозь 64 года вновь слышит дыхание Чейн-Стокса.

Источник: "Деловой квартал"
Автор: Елена РомановаФото Екатерины Серебряковой