Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
Театр
10 апреля

Дядя Ваня: спасибо, что живой

Черный фарс без антракта «Как мы убивали дядю Ваню» мог завершиться иначе

Это — первый спектакль, который представила на экспериментальной сцене ростовского академического драмтеатра им. М. Горького творческая молодежная мастерская «Дизель». Автор пьесы — второкурсница Литинститута Полина Бабушкина, режиссер — недавний выпускник РАТИ Иван Миневцев. В кастинге участвовали артисты труппы в возрасте до 35 лет.

...Иван Петрович Войницкий, центральный персонаж хрестоматийной чеховской пьесы, словно реинкарнировался и стал 45-летним инвалидом войны дядей Ваней. События в пьесе Полины Бабушкиной разворачиваются в ветреный осенний день конца 1960-х годов в Ленинграде, а в спектакле нет четкого указания ни на время, ни на место действия. Однако яркие краски, ритм, накал страстей позволяют предположить, что семейная драма дяди Вани (он теперь не холостяк) происходит южнее невских берегов. Да вот хотя бы и на донских...

- Я верую, дядя, я верую горячо, страстно, - утешала Войницкого его племянница Соня, девушка бескорыстная, готовая на самопожертвование. Ей казалось, что еще чуть-чуть, и все страдания потонут в милосердии. Здешнюю «реинкарнацию» Сони зовут Верой, она — учащаяся медучилища, племянница уже не дяди Вани, а его коварной жены.

Есть особое удовольствие в том, чтобы наблюдать, как слова, сорвавшиеся с уст героя одной, хрестоматийной, пьесы, отзываются неожиданным эхом в другой, новой, но, честно говоря, увлекают такие постмодернисткие ребусы немногих. (Для любителей такой литературной игры в бисер сообщу, что эта пьеса Бабушкиной участвовала в престижном конкурсе драматургов, получила высокую оценку жюри и была размещена на сайте Коляда-театра, где находится и поныне). Но у этой пьесы ( и спектакля) есть еще и другой событийный слой.

Во время своего первого приезда в ростовский театр Бабушкина говорила, что многие думают, будто все, что происходит в пьесе, она нафантазировала, хотя на самом деле в ее основе – непридуманная история. Интрига спектакля такая: Люба, жена дяди Вани, с которым они давно живут как кошка с собакой, решила его извести. Травила-травила — не отравила, и тогда придумала другой план избавления от опостылевшего мужа: с помощью ничего не подозревающей племянницы.

Не удался и этот план. В пьесе Бабушкиной дядя Ваня все равно гибнет, хотя и от рук другого человека — как бы «реинкарнации» отставного чеховского профессора Серебрякова. Того, в чей гений Войницкий долго верил и тратил свои жизненные силы на создание комфортных условий для его никчемной научной работы. Но в спектакле «Как мы убивали дядю Ваню» главного героя никому не одолеть! Идею такого финала подсказал постановщикам художественный руководитель ростовского драмтеатра Александр Пудин: не надо зрителей лишать надежды.

Режиссер спектакля Иван Миневцев проявил себя энергичным, изобретательным художником. Он удачно вплел в ткань спектакля текстовые фрагменты из чеховского «Дяди Вани»: с его легкой руки этот дядя Ваня оказался любителем радиопередачи «Театр у микрофона». Так в спектакле появился еще один вечный вопрос — кого, как и надолго ли способно преобразить высокое искусство?

С недавних пор Миневцев — штатный режиссер ростовского драмтеатра, и это новость многообещающая. Только хочется пожелать молодому художнику больше доверять зрителю и беречь своих артистов. Тем более таких замечательных, как Елена Золотавина (Вера). Вовсе не стоило ей поднимать изболевшегося дядю Ваню на руки, как ребенка, чтобы показать зрителю самоотверженную о нем заботу. Я слышала, что тут есть своя хитрость: Алексей Тимченко, играющий дядю Ваню, умело группируется, и ноша Веры оказывается не так тяжела, как представляется со стороны. Но я думаю, что если бы ее партнер левитировал, тогда другое дело. А то ведь все равно не пушинка... Да и публику этот трюк скорее отвлекает от основной мысли, провоцирует другие эмоции.

Чем и как продолжится молодежный творческий проект «Дизель», зрители узнают теперь только в следующем театральном сезоне. Ныне же ростовский драмтеатр завершает работу над главной премьерой 2015 года — спектаклем «Тихий Дон». Его премьера назначена на 20-е числа апреля.

Автор: Марина Каминская
Источник публикации: Газета Ростовской области "Наше время" - http://www.nvgazeta.ru/news/12381/499150/