Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
Театр
08 апреля

А ну-ка, отними-ка чемоданчик!

Ростовский академический драмтеатр им. М. Горького рассказал современный анекдот о том, чего на свете быть не может.

«Русским анекдотом» здесь назвали «апокалипсическую» комедию Юрия Полякова «Чемоданчик». Фабула ее такова: неожиданно комиссовали офицера Стороженко, охраняющего «ядерный» чемоданчик. Он увидел в этом большую несправедливость и, расставаясь со службой, прихватил с собой свой охраняемый объект. Пришел домой – застал жену с любовником, неудачливым режиссером Суперштейном, подрабатывающим травлей тараканов.

Хотя временные границы пьесы обозначены: «Не ранее 2018 года», и драматург сразу же оговаривает, что все факты, события и герои вымышлены, бывалые люди уверяли не менее опытного автора «Чемоданчика», что эта пьеса сцены не увидит.

Однако в прошлом декабре Александр Ширвиндт поставил ее в своем Театре Сатиры. На премьере было много именитых гостей - от известных актеров и режиссеров до депутатов Госдумы, включая ее председателя Сергея Нарышкина. В неизменном виде спектакль продолжает идти в Сатире и поныне. А исполнитель главной роли наш земляк Федор Добронравов (под него она и была в итоге заточена) рассказывал в интервью, что критики не слышал даже от министра обороны.

В «Чемоданчике» интрига присутствует уже в списке персонажей, где на семерых «бывших» (офицер, школьник, колхозник, актриса, репортер, режиссер, спортсменка) – одна «действующая». И ведь кто? Президент России. Валентина Валентиновна.

«Садясь за «Чемоданчик», я хотел вернуть зрителям почти утраченные в отечественном театре традиции публичного бичевания моральных, социальных и политических пороков, пронизывающих нашу среду», - так объясняет Юрий Поляков свою творческую цель.

Персонажи «Чемоданчика» - это типические характеры. Гротескные, конечно, но типические. И в каждом (хотя и в разных пропорциях) есть и что-то симпатичное, и отталкивающее, и пугающее. Вот - отпрыск офицера Стороженко, юный компьютерный гений, парень не только без комплексов, но и без элементарного чувства сострадания; властительница Валентина Валентиновна вроде и хорошая тетка с доброй душой, но мудрая и справедливая как бы по настроению – и т. д и т. п.

По замыслу драматурга, в квартире офицера, умыкнувшего «ядерный» чемоданчик, сам собой вспыхивает экран телевизора, на котором возникает лицо его преследователя генерала Строева. И эта говорящая голова то по-хорошему, то по-плохому увещает Стороженко вернуть похищенное.

В ростовском спектакле вспыхивают не только экраны телевизоров и компьютеров. Огромным экраном становится еще и задник сцены, так что голов у генерала Строева (Юрий Добринский), как у Змея Горыныча. А его глаза благодаря спецэффектам сверкают злодейским металлическим блеском.

Ростовский «Чемоданчик» - спектакль красочный, зрелищный. Вот, к примеру, попытка увещевания по-доброму - то есть организованная генералом встреча Стороженко (Александр Волженский) с отцом. Режиссеры спектакля Сергей Яшин и Геннадий Шапошников сделали ее как веселую пародию. Бывшего колхозника доставляют в столицу, судя по звуку, истребителем, а вместе с ним – фольклорный ансамбль пенсионеров, у которых всегда наготове хлеб-соль.

Неоднократно упомянутые в пьесе тараканы стали в спектакле не только постоянными свидетелями, но и соучастниками событий. Фантазия художника по костюмам Натальи Пальшковой превратила их в весьма привлекательных существ.

«Чемоданчик» щедро приперчен шутками разного сорта и калибра. Их мишени – это политика и жизнь народная, супружеские отношения и адюльтер, журналистика, современное искусство.

- Сидишь на берегу и ждешь, когда «Аврора» проплывет, - говорит сыну Стороженко-старший (Олег Ширшин), завершая рассказ о житье-бытье в забытой богом и Газпромом русской деревне. И так же похож он в этот момент на того самого русского медведя, про которого никогда не понять, что у него на уме…

- Начальству о бардаке докладывать, что свинье на грязь жаловаться, - выдает свой афоризм бывший офицер Стороженко, при всем при том убежденный, что «Родину не за комфорт любят».

- Профессия мужчины – быть мужчиной. Остальное – хобби, - декларирует, срывая бурю аплодисментов, неверная жена Стороженко Соня (Кристина Гаврюкова).

А Валентина Валентиновна (Татьяна Шкрабак), узнав о новом пикантном способе борьбы с тараканами, глубокомысленно возражает: «Половым путем нужно передавать любовь к Отечеству».

Финал этой многослойной и многоплановой пьесы теоретически может быть окрашен самыми разными эмоциями. Он может быть публицистически заострен, комичен, лиричен… В ростовском варианте, больше похожем даже не на анекдот, а на остроумную сказку для взрослых, он катится к неизбежному хэппи-энду и завершается вожделенным мигом единения народа и власти для фотки на память. 

Источник: "Наше время"

Автор: Марина Каминская